ВОПРОС
На сайте с отзывами о работодателях опубликовали негативные отзывы, не имеющие ничего общего с реальностью. Скорее всего, это заказ конкурентов с целью дискредитации. Какие в данном случае возможны способы защиты прав компании?
ОТВЕТ
В целом размещение порочащей организацию информации (в том числе в виде отзывов) можно рассматривать как посягательство на репутацию организации как работодателя (деловую репутацию). При этом для защиты деловой репутации необходимо доказать факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом. Защита прав организации также не исключается в случае, если невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (анонимный отзыв).
При выявлении таких негативных отзывов, не соответствующих действительности, рекомендуется обратиться к владельцам сайта с отзывами с требованием (претензией) об их удалении. В случае отказа или отсутствия ответа на претензию возможно обращение в суд с требованием об удалении порочащей информации, не соответствующей действительности. В случае, если возможно выявить лицо, разместившее такой отзыв, можно также требовать размещения опровержения таких порочащих сведений на том же сайте с отзывами.
При этом из судебной практики следует, что размещение отзывов граждан, содержащих их личную оценку организации как работодателя на интернет-сайтах (интернет-форумах), т.е. ресурсах, на которых любой пользователь имеет возможность разместить свое мнение относительно той или иной организации, если размещаемая информация носит субъективно-оценочный характер, является частным мнением отдельных лиц, которые реализуют свое право на свободу слова. Соответственно, оспаривать эту информацию в рамках защиты деловой репутации работодателя не допускается. Также суды отказывают в исках об удалении или блокировке таких отзывов в сети Интернет.