ВОПРОС
В рамках 44-ФЗ производится мониторинг цен для установления начальной максимальной цены контракта (отправляются запросы на коммерческие предложения, получаем их от фирм). Данной процедурой занимается специалист по закупкам. Считается ли это нарушением 44-ФЗ?
ОТВЕТ
Мониторинг цен с целью установления начальной максимальной цены контракта посредством отправления запросов на коммерческие предложения и получение их от фирм (поставщиков, подрядчиков, исполнителей) не считается нарушением Закона N 44-ФЗ.
ОБОСНОВАНИЕ
По данному вопросу ФАС изложило свою позицию в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2017 N Ф01-5888/2016 по делу N А38-2169/2016.
«…Согласно ч. 18 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 44-ФЗ) к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения НМЦК, ЦКЕП, относятся источники информации, поименованные в пунктах 1 - 8 названной части.
В п. 8 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ указано, что заказчиками могут использоваться информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации. Следовательно, определенный указанной нормой перечень источников общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не является исчерпывающим.
Следовательно, для определения и обоснования НМЦК заказчик вправе использовать не только предусмотренный в п. 2 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ источник в виде информации о ценах товаров, работ, услуг, содержащейся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами, но и иные источники информации, которые соответствуют существенным характеристикам применяемого метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Применение МСРЦ предполагает осуществление сбора и анализа некоторого множества сведений о рынке и ценах на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары, работы, услуги в сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условиях поставок. Количество таких сведений законом не определено, однако оно должно обеспечивать объективный и достоверный анализ рыночных цен на товары, работы, услуги...
…Таким образом, заказчик не может быть ограничен количеством источников информации о ценах при обосновании НМЦК при условии соответствия такого обоснования требованиям законодательства».
Примеры практики ФАС, когда для определения максимальной цены лота в адрес нескольких дистрибьюторов были направлены запросы на предоставление коммерческих предложений по заявленной позиции, и ФАС признал данные действия соответствующим требованиям Закона N 44-ФЗ: