Логотип Аскон
141
iconВ избранноеPDF

Аудит требует положений о ГСМ и подотчете. В компании ГСМ — по путевым листам, авансы не выдаются. Чем заменить?

Вопрос

Аудит требует положение о нормах списания ГСМ, о порядке выдачи подотчетных денег. В организации ГСМ списывается по путевому листу, деньги под аванс не выдаются (был единичный случай по командировке). Чем эти положения заменить и что предоставить?

Ответ

Если у вас нет утвержденных норм на списание ГСМ и порядка выдачи средств в подотчет, то по негласной договоренности с аудиторами вы можете оформить эти ЛНА «задним» числом. Но если аудиторы очень уж принципиальные, то следует предоставить аудиторам письменную информацию о реальном списании ГСМ по фактическому расходу на основании путевых листов. В таком случае и запрос от аудиторов должен быть оформлен письменно.

В отношении выдачи денег в подотчет требовалось, конечно, издать приказ. Но в то же время, если деньги выдавались наличными, то руководитель подписывает РКО, а это является по существу распоряжением на выдачу денег.

Обоснование

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" при оказании аудиторских услуг аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано, в частности:

1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации), давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц;

2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации), а также на воспрепятствование выполнению аудиторской организацией, индивидуальным аудитором иных обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;

4) исполнять требования стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Таким  образом, если аудиторы запрашивают у вас определённые  документы, то вы должны их предоставить, а при отсутствии - письменно  информировать  аудиторов. Обратите  внимание, что  и запрос от аудиторов должен быть оформлен письменно.

По моему мнению, на существенность аудиторского заключения  отсутствие запрашиваемых документов повлиять не может.

В отношении  учета ГСМ:  нормы могут быть  установлены приказом руководителя для контроля сохранности и выявления перерасхода у водителей. Но не запрещено списывать ГСМ по фактическим  данным путевых листов, поскольку для налога на прибыль расходы на ГСМ не нормируют и учитывают полностью (Письмо Минфина от 24.09.2024 N 03-03-06/1/91832).

Например, аудиторы сомневаются в обоснованности  списания ГСМ по путевым листам. В  таком  случае  они должны доказать, что в расходы включается необоснованно завышенное количество  топлива, и это завышение  расходов является существенным. Доказать можно  путём сравнения фактического расхода и базовых норм на 100 км пробега из Рекомендаций Минтранса или документов завода-изготовителя. Однако эти нормы подлежат корректировке на коэффициенты, учитывающие условия эксплуатации, поскольку сами нормы являются рекомендованными.

В настоящее время аудиторское заключение составляется по нормам Международного стандарта аудита 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.11.2021 N 172н). Рекомендации  аудитора в состав аудиторского заключения  не входят.

Аудиторы представляют руководителю аудируемой организации письменную информацию (отчет) о результатах аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, в которой  в заключительной части которой излагают  свои  рекомендации на основании Международного стандарта аудита 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля"  (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н).

Аудиторы могут отметить  отсутствие  запрашиваемых документов в письменной  информации (отчете)  о результатах аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности  в разделе по проверке  организации внутреннего  контроля аудируемого лица. Но тогда такой раздел проверки должен быть включен  в план ее проведения.

Фото автора

консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

#Бухгалтер
#Бухгалтерский и налоговый учет
iconВ избранноеPDF