Вопрос
Аудит требует положение о нормах списания ГСМ, о порядке выдачи подотчетных денег. В организации ГСМ списывается по путевому листу, деньги под аванс не выдаются (был единичный случай по командировке). Чем эти положения заменить и что предоставить?
Ответ
Если у вас нет утвержденных норм на списание ГСМ и порядка выдачи средств в подотчет, то по негласной договоренности с аудиторами вы можете оформить эти ЛНА «задним» числом. Но если аудиторы очень уж принципиальные, то следует предоставить аудиторам письменную информацию о реальном списании ГСМ по фактическому расходу на основании путевых листов. В таком случае и запрос от аудиторов должен быть оформлен письменно.
В отношении выдачи денег в подотчет требовалось, конечно, издать приказ. Но в то же время, если деньги выдавались наличными, то руководитель подписывает РКО, а это является по существу распоряжением на выдачу денег.
Обоснование
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" при оказании аудиторских услуг аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано, в частности:
1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации), давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц;
2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации), а также на воспрепятствование выполнению аудиторской организацией, индивидуальным аудитором иных обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;
4) исполнять требования стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Таким образом, если аудиторы запрашивают у вас определённые документы, то вы должны их предоставить, а при отсутствии - письменно информировать аудиторов. Обратите внимание, что и запрос от аудиторов должен быть оформлен письменно.
По моему мнению, на существенность аудиторского заключения отсутствие запрашиваемых документов повлиять не может.
В отношении учета ГСМ: нормы могут быть установлены приказом руководителя для контроля сохранности и выявления перерасхода у водителей. Но не запрещено списывать ГСМ по фактическим данным путевых листов, поскольку для налога на прибыль расходы на ГСМ не нормируют и учитывают полностью (Письмо Минфина от 24.09.2024 N 03-03-06/1/91832).
Например, аудиторы сомневаются в обоснованности списания ГСМ по путевым листам. В таком случае они должны доказать, что в расходы включается необоснованно завышенное количество топлива, и это завышение расходов является существенным. Доказать можно путём сравнения фактического расхода и базовых норм на 100 км пробега из Рекомендаций Минтранса или документов завода-изготовителя. Однако эти нормы подлежат корректировке на коэффициенты, учитывающие условия эксплуатации, поскольку сами нормы являются рекомендованными.
В настоящее время аудиторское заключение составляется по нормам Международного стандарта аудита 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.11.2021 N 172н). Рекомендации аудитора в состав аудиторского заключения не входят.
Аудиторы представляют руководителю аудируемой организации письменную информацию (отчет) о результатах аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, в которой в заключительной части которой излагают свои рекомендации на основании Международного стандарта аудита 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н).
Аудиторы могут отметить отсутствие запрашиваемых документов в письменной информации (отчете) о результатах аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе по проверке организации внутреннего контроля аудируемого лица. Но тогда такой раздел проверки должен быть включен в план ее проведения.