ВОПРОС
Подрядчик не предоставил обеспечение гарантийных обязательств, соответственно мы не можем подписать акты выполненных работ. Работы выполнены надлежащим образом в соответствии с условиями контракта.
Контракт на выполнение работ по благоустройству территории заключен по п. 9 ст. 93 44-ФЗ. Какими должны быть дальнейшие действия заказчика?
И правомерен ли отказ банка в выдаче банковской гарантии?
ОТВЕТ
В сложившейся ситуации заказчик не должен подписывать акты выполненных работ до тех пор, пока подрядчик не предоставит обеспечение гарантийных обязательств, несмотря на то обстоятельство, что работы выполнены надлежащим образом в соответствии с условиями контракта. В этом случае заказчик не несет ответственность за задержку оплаты по договору, поскольку отсутствуют основания для оплаты.
Данные положения распространяются в том числе на контракты на выполнение работ по благоустройству территории, заключенные по п. 9 ст. 93 44-ФЗ.
Для однозначного ответа на вопрос о том, является ли правомерным отказ банка в выдаче банковской гарантии, необходимо исследовать основания отказа. Банк может отказать в выдаче банковской гарантии, если причины такого отказа объективны.
ОБОСНОВАНИЕ
Если заказчиком установлена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить обеспечение гарантийных обязательств, то оформить документ о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) товара (работы (ее результатов), услуги) можно только после того, как такое обеспечение предоставлено в порядке и в сроки, предусмотренные контрактом (ч. 7.1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее – Закон N 44-ФЗ).
Непредоставление подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств влечет отсутствие оснований для подписания итогового документа о приемке, а значит, отсутствие оснований для оплаты по договору (контракту).
При этом заказчик вправе приостановить исполнение своей обязанности по оплате на период до предоставления банковской гарантии, а в случае ее непредоставления - до истечения гарантийного срока (п. 15 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016), Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.08.2016 N 301-ЭС16-4469 по делу N А11-352/2015).
К правоотношениям, связанным с использованием банковских гарантий, в том числе банковских гарантий, выдаваемых для целей исполнения обязательств по госзакупкам, применяются нормы гражданского законодательства, в частности нормы параграфа 6 "Банковская гарантия" гл. 23 "Обеспечение исполнения обязательств" Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 368 ГК РФ в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Пунктом 2 ст. 369 ГК РФ установлено, что за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение.
Таким образом, заключаемые договоры (соглашения) о банковской гарантии являются гражданско-правовой сделкой.
В связи с этим банк, имеющий право на выдачу банковских гарантий, вправе устанавливать определенные требования для выдачи таких банковских гарантий. Поэтому в случае несоблюдения принципалом установленных требований банк вправе отказать в выдаче банковской гарантии.