Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > 44-ФЗ: если ликвидация в обычном порядке невозможна, есть признаки банкротства -...

2406 Горячая тема PDF

44-ФЗ: если ликвидация в обычном порядке невозможна, есть признаки банкротства - какие действия ликвидатора?


автор ответа,

ВОПРОС

Когда юрлицо находилось в процессе ликвидации, был подан иск, и суд подтвердил задолженность. Теперь ликвидация в обычном порядке невозможна, есть признаки банкротства. Что делать ликвидатору?  Как оплачивается в таком случае вознаграждение арбитражного управляющего?

ОТВЕТ

По общему правилу юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с положениями, закрепленными в ГК РФ (ст. 61). Вместе с тем, если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) обнаруживает, что стоимость имущества данного юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то оно может быть ликвидировано только в соответствии с законодательством о банкротстве. В этом случае законодатель предусматривает обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Вознаграждение арбитражного управляющего в данном случае возмещается за счет средств собственника имущества должника или его учредителей (участников).

ОБОСНОВАНИЕ

В случае недостаточности имущества ликвидируемого общества для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое лицо может быть признано несостоятельным (абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, общество может быть ликвидировано только в предусмотренном ст. 65 ГК РФ порядке (п. 6 ст. 61 ГК РФ).

При выявлении недостаточности имущества для удовлетворения требований ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени должника, кредиторы, а также иные лица, которым в соответствии с законодательством о банкротстве предоставлено право на обращение в арбитражный суд, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом (информационное письмо Президиума ВАС РФ N 23).

Параграф 1 главы XI Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предусматривает возможность банкротства компании-должника по упрощенной процедуре. Упрощение процедуры банкротства применительно к данному субъекту права проявляется в отсутствии таких процедур, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. По сути вся процедура банкротства состоит только из конкурсного производства.

Согласно п. 1 ст. 224 Закона о банкротстве если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве).

Если при проведении ликвидации общество стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением в течение десяти дней с момента их выявления (п. 3 ст. 9 Закона о банкротстве).

Таким образом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если в процессе ликвидации был подан иск, суд подтвердил задолженность и имеются признаки банкротства.

Последствиями отказа от ликвидации должника в порядке банкротства являются (ст. 226 Закона о банкротстве):

- отказ во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица в случае нарушения требований п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве;

- привлечение к субсидиарной ответственности учредителей (участников) общества, руководителя общества и председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), нарушивших требования п. п. 2, 3 ст. 224 Закона о банкротстве, за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.

В течение 1-го месяца после подачи заявления суд назначает судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя. С момента вынесения определения о назначении такого заседания согласно Закону о банкротстве запущенная процедура ликвидации прекращается, о чем ликвидатор должен уведомить всех известных ему кредиторов.

По итогам судебного заседания суд вводит конкурсное производство сроком на шесть месяцев, назначает предложенную кандидатуру конкурсного управляющего. Далее ликвидатор передает конкурсному управляющему в течение трех дней всю документацию общества, а также все материальные ценности, печать организации. Неисполнение вышеуказанной обязанности зачастую становится причиной привлечения бывшего руководителя к субсидиарной ответственности по долгам общества. Отказ в передаче конкурсному управляющему имущества, которое фигурирует в бухгалтерской отчетности, расценивается как ее искажение и влечет аналогичные последствия.

На конкурсного управляющего возлагается обязанность опубликовать сообщение о признании общества банкротом. После публикации такой информации у кредиторов, в том числе ИФНС, есть два месяца на подачу в суд заявления о включении их требований в реестр требований кредиторов.

Завершение конкурсного производства является окончательной точкой во всей процедуре упрощенного банкротства. В случае отсутствия имущества конкурсное производство может завершиться через шесть месяцев, компания исключается из ЕГРЮЛ, долги считаются погашенными.

В п. 63 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что в случае отсутствия у ликвидируемого должника достаточных средств для оплаты судебных расходов, в том числе расходов на опубликование соответствующих сведений, а также на вознаграждение арбитражного управляющего и оплату услуг лицам, привлекаемым арбитражным управляющим для обеспечения исполнения своей деятельности, обязанность по уплате соответствующих сумм возлагается арбитражным судом по заявлению арбитражного управляющего на заявителя (п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве), а если заявителем является ликвидационная комиссия - на создавших эту комиссию собственника имущества должника или учредителей (участников) должника. Судебная практика следует приведенным рекомендациям ВАС РФ (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.08.2007 N Ф04-2936/2007(37183-А27-22), от 28.02.2007 N Ф04-422/2007(31431-А27-24)).

Учитывая изложенное и принимая во внимания позицию судебных органов по данному вопросу, приходим к выводу, что расходы на вознаграждение арбитражного управляющего возмещаются за счет средств собственника имущества должника или его учредителей (участников).

На вопрос отвечала:

С.А. Токмина,

консультант Аскон по юридическим вопросам

#Бухгалтер #Юрист #Специалист по кадрам #Бюджетник #Юрист

PDF Написать редактору

Возможно, вам будут интересны эти темы:

В какой момент учреждение должно пробивать чек при заключении агентского договора с ИП на услуги по распространению билетов?

19
25.09.2020

ИП вправе не применять ККТ до 1 июля 2021 года в случае, когда он...

Суперновшество для юристов - Супермассив судебной практики

1109 08.09.2020

В системе КонсультантПлюс появилось новшество Супермассив для юристов.

Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1428 "О принимаемых приглашающей стороной мерах по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом...

Утверждено Положение о применении приглашающей стороной мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства порядка пребывания (проживания) в РФ
Российское законодательство
Приказ Росреестра от 10.04.2020 N П/0111 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и...

Установлен порядок осуществления Росреестром государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых...
Российское законодательство

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей

Выбрать рассылки