Вопрос
Муниципальный контракт, предусматривает поэтапное исполнение и оплату за фактически выполненные работы, но не предусматривает авансирования или поэтапной оплаты. Возможна ли оплата за каждый этап в отдельности? У меня есть сложившееся мнение, но практика противоречивая.
Ответ
Полагаем, оплата каждого этапа в отдельности в указанном случае будет нарушать положение законодательства о государственных и муниципальных закупках.
Порядок оплаты является существенным условием для муниципального контракта, изменение данного существенного условия не допускается. Если договором подряда не предусмотрена оплата отдельных этапов выполнения работ, то заказчик уплачивает цену после окончательной сдачи результатов работ.
Обоснование
Согласно п. 1 ст. 711 Гражданского кодекса России (далее – ГК РФ), если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда (п. 2 ст. 711 ГК РФ).
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ).
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Исходя из ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 44-ФЗ), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено требование о включении в контракт обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Таким образом, порядок оплаты и сроки являются существенными условиями исполнения контракта.
Исходя из ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Нормами Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта заключение дополнительного соглашения об изменении условий авансирования или оплаты контракта по этапам Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
Согласно п. 19 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496, получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов), указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 18 настоящего Положения, предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты, не включают в них условия о выплате авансового платежа на последнем этапе исполнения договора (государственного контракта), если иное не установлено настоящим Положением или иным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 7.32.5 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ).