Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > 223-ФЗ: возможно ли добавить требование о наличии сервисного центра при закупке...

1058 Горячая тема PDF

223-ФЗ: возможно ли добавить требование о наличии сервисного центра при закупке оборудования?


автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Вправе ли заказчик при описании объекта закупки с целью проведения торгов для закупки товара по 223-ФЗ указать в техническом задании требование о наличии сервисного центра на территории Санкт-Петербурга?

ОТВЕТ

Такое требование должно быть справедливым, основанным на объективных причинах и не приводить к ограничению конкуренции.

Если объектом закупки является сложное оборудование, на которое заказчиком установлено требование о гарантийных обязательствах, то, по нашему мнению, заказчик вправе установить в техническом задании требование о наличии сервисного центра на территории Санкт-Петербурга.

При этом заказчик должен быть готов обосновать свое требование контролирующим органам.

ОБОСНОВАНИЕ

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон N 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки,
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необходимых ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки,
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика,
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон N 135-ФЗ) по правилам статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольном органе лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительство, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

По смыслу положений статей 1, 2 и 3 Закона N 223-ФЗ при организации закупок заказчики не связаны императивным перечнем требований к участникам закупок и могут самостоятельно определять такие требования с учетом имеющих правовое значение целей и принципов, в том числе критерия измеримости (пункт 4 части 1 статьи 3 данного Закона). При этом принципиальное значение приобретают как равные условия для всех претендентов, исключающие признаки дискриминации и несправедливой конкурентной борьбы, так и эффективное использование заказчиками денежных средств и сокращение их издержек (с учетом показателей цены, качества и надежности). Баланс интересов заказчиков и участников закупок обусловлен именно этими категориями.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Как указано в запросе, одним из требований документации (технического задания) является наличие сервисного центра на территории Санкт-Петербурга.

Требования о наличии сервисного центра на территории Санкт-Петербурга должны быть адресованы всем участникам закупки, заявлены заблаговременно. Участники закупки надлежащим образом информированы о предъявлении таких требований путем включения соответствующих условий в документацию о закупке.

Если объектом закупки является сложное оборудование, на которое заказчиком установлено требование о гарантийных обязательствах, то, по нашему мнению, с учетом сложности поставляемого оборудования, обязательств поставщика по обеспечению надлежащего качества поставляемого оборудования, предусмотренных статьями 469, 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, дополнительные требования к поставщику о наличии сервисного центра на территории Санкт-Петербурга являются справедливыми и не могут быть расценены как направление на ограничение конкуренции. Вышеуказанные требования распространяются на всех без исключения участников закупки, что не создает преимущественного положения отдельным лицам.

Данные выводы изложены на основании Решения Камчатского УФАС России от 30.05.2019 по делу N 041/01/18.1-54/2019. Обстоятельства: поступила жалоба на то, что требования заказчика о наличии сервисного центра ограничивают количество участников закупки. Решение: признать жалобу необоснованной.

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Является ли измерение температуры лицензированной деятельностью, и могут ли охранники измерять температуру посетителям организации?

21
31.10.2020

Использование тепловизоров, фиксация результатов термометрии должны обеспечиваться...

Суперновшество для юристов - Супермассив судебной практики

2097 08.09.2020

В системе КонсультантПлюс появилось новшество Супермассив для юристов.

Постановление Правительства РФ от 22.10.2020 N 1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный...

С 1 ноября 2020 года вступает в силу порядок размещения на официальных сайтах госорганов, осуществляющих госконтроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых...
Российское законодательство
Постановление Правительства РФ от 20.10.2020 N 1711 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельного...

Скорректированы правила выплаты возмещения Фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства
Российское законодательство

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей

Выбрать рассылки