Гарантийное письмо без договора: есть ли юридическая сила | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Имеет ли гарантийное письмо юридическую силу без договора?

36371 Горячая тема В избранное PDF

Имеет ли гарантийное письмо юридическую силу без договора?


автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Государственному заказчику нужно провести работы сейчас, он не успевает провести конкурс, готов составить гарантийное письмо. Будет ли такое гарантийное письмо иметь юридическую силу?

ОТВЕТ

По общему правилу, гарантийное письмо без договора может иметь юридическую силу. Более того, в некоторых случаях гарантийное письмо может являться доказательством того, что, несмотря на отсутствие подписанного договора, вы все же заключили сделку в письменной форме.

Однако такая форма договора противоречит законодательству о закупочной деятельности для государственных нужд. В данной ситуации не рекомендуем приступать к выполнению работ без заключенного контракта.

ОБОСНОВАНИЕ

Гарантийное письмо - это документ, в котором должник признает свои обязательства и обязуется их исполнить.

На практике гарантийное письмо получило широкое применение в разных ситуациях. Чаще всего оно выдается в связи с оплатой товара (работ, услуг).

В ряде случаев могут потребоваться доказательства того, что, несмотря на отсутствие подписанного договора, стороны все же заключили сделку в письменной форме. Например, если вы готовитесь к обращению в суд в связи с тем, что покупатель не оплатил поставленный ему товар. Гарантийное письмо может стать одним из таких доказательств.

Так, оно может выполнять роль оферты о заключении договора. К примеру, когда покупатель направил вам гарантийное письмо об оплате определенного количества товара, а вы отгрузили этот товар или иным образом акцептовали оферту. В такой ситуации письменная форма договора считается соблюденной, несмотря на то, что вы не подписывали единый договор. Учтите, что гарантийное письмо считается офертой, только если содержит все ее признаки, в частности существенные условия договора (п. 3 ст. 434, п. 1 ст. 435 ГК РФ).

Гарантийное письмо может также являться акцептом, если в ответ на ваше предложение заключить договор покупатель направил вам письмо о согласии с предложенными условиями и обещанием произвести оплату. Чтобы гарантийное письмо имело силу акцепта, оно должно соответствовать установленным для него требованиям. В частности, оно не должно содержать встречных предложений, поскольку акцепт должен быть полным и безоговорочным (п. 1 ст. 438 ГК РФ).

По аналогии с вышеизложенным, гарантийное письмо может выступать офертой об изменении условий ранее заключенного договора (например, срока оплаты).

Однако общий порядок гражданских правоотношений необходимо применять в случае, если законодательными актами не установлены специальные нормы.

Так, ВС РФ в преамбуле к "Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) акцентирует внимание правоприменителей на соотношение специальных норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона N 44-ФЗ) и положений Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из указанных разъяснений следует, что, поскольку в силу части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях ГК РФ, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Закона N 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами ГК РФ.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

В части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ содержится явно выраженный законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Положениями частей 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).

Уведомления