2 октября 2017

Введение новых стандартов бухучета для бюджетных организаций

Начиная с 2018 года в бюджетной сфере будет происходить поэтапное внедрение федеральных стандартов бухгалтерского учёта. Всего будет внедрено 29 стандартов, с которыми можно ознакомиться в приказе Минфина РФ  от 10 апреля 2015 г. №64 «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора».

На сегодняшний день зарегистрированы  следующие стандарты:

-«Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности для организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России №256н от 31.12.2016);

- «Представление  бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России №260н от 31.12.2016);

- «Основные средства» (Приказ Минфина России № 257н от 31.12.2016);

- «Аренда» (Приказ Минфина России № 258н от 31.12.2016);

- «Обесценение активов» (Приказ Минфина России №259н от 31.12.2016).

Есть большая вероятность, что также будут внедрены стандарты «Учётная политика, оценочные значения и ошибки» и «События после отчётной даты».

На что стоит обратить внимание?

В соответствии со Стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности для организаций государственного сектора» утвержденным Приказом Минфина России №256н от 31.12.2016 для всех учреждений предусмотрено ведение бухучета в денежном измерении, методами   начисления и двойной записи, равномерности признания доходов и расходов, допущение временной определенности, правилами  документооборота, инвентаризации активов учреждений. В целом основные требования данного Стандарта повторяют содержание действующих инструкций и содержат общую регламентацию.

Стандарт  «Представление  бухгалтерской (финансовой) отчётности» утвержденный Приказом Минфина России №260н от 31.12.2016 также не содержит  каких-то  «революционных» изменений. Стандарт не будет использоваться  при составлении управленческой, налоговой и статистической отчётности. Практически вся терминология, которая применяется  в Стандарте, заимствована из существующих нормативных актов, но используются  такие  термины как «пояснения», «реклассификация активов (обязательств)». Последний термин заимствован из МСФО. Существенное  внимание Стандарт «Представление  бухгалтерской (финансовой) отчётности» уделяет публичности отчётности. Данный Стандарт регламентирует формы, входящие в состав  отчётности, но даются только общие рекомендации. Содержание отчета о финансовых результатах в Стандарте № 260н практически не раскрыто. Уточнены только два момента: возможность сальдированного отражение доходов и расходов, и  детализация отчета в Пояснениях.

Стандарт «Основные средства» утвержденный Приказом России №257н от 31.12.2016 расширяет перечень способов амортизации; вносит однозначность в признание затрат при формировании первоначальной стоимости основных средств. Данный Стандарт вводит большое количество терминов. Сложны  для восприятия такие вопросы стандарта  как  вероятность возникновения новых объектов учета; постановка на баланс объектов учета, ранее учитываемых за балансом; признание недвижимости инвестиционной; недвижимость, занимаемая субъектом учета. В данном Стандарте освещены также вопросы учёта активов культурного наследия.

В Стандарте  «Аренда», утвержденном Приказом Минфина России № 258н от 31.12.2016 выделены финансовая и операционная аренда, передача имущества в аренду на льготных условиях. Стандарт не разделяет  источники финансирования по аренде. При финансовой  аренде  арендатор учитывает объект аренды в составе основных средств, а не за балансом. При  операционной аренде  - как право пользования активом. Учет у арендодателя для финансовой аренды отличается еще более существенно. Данный Стандарт предусматривает взаимосвязь с другими стандартами  общественного сектора. В Стандарте даётся ссылка  на стандарт «Концессионные договора на оказание услуг: учёт у концедента». Данный Стандарт ещё не принят. Особые требования  Стандарт  предъявляет  к отражению аренды в отчётности.

Стандарт «Обесценение активов», утвержденный  Приказом Минфина России №259н от 31.12.201 о6означает снижение стоимости актива внепланово. Данный стандарт предполагает, что это  может привести к существенному уменьшению срока полезного использования актива. Активы в Стандарте разделены в зависимости от генерация денежных потоков - активы генерирующие денежные потоки  (ГДП)  и  не генерирующие денежные потоки. Для активов не генерирующих  предлагается формировать  окончательные предположения на  базе первоначальных предположениях. Первоначальные предположения необходимо сравнить с реальной ситуацией, событиями, которые приведут к сокращению стоимости. Для активов ГДП в качестве признаков обесценения Стандарт обозначил, прежде всего, снижение результатов движения денежных средств.

Возможно Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 16.11.2016) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" в перспективе будет отменен. Остальные Инструкции останутся, но будут и впредь корректироваться. На сегодняшний день проводки в Стандартах не предполагаются. Главная задача – как представить  информацию в отчётности.

Внедрение Стандартов учёта и отчётности для учреждений госсектора в 2018 г. потребует от бухгалтеров глубоких знаний, профессионализма и ответственности.

Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!