ВНИМАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАКЛЮЧАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > Госзаказ с казначейским сопровождением перешел на...

8109 Горячая тема В избранное PDF

Госзаказ с казначейским сопровождением перешел на раздельный учет


автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

С 2019 года организации, выполняющие работы по госконтракту в соответствии с Федеральным  законом  от 05.04.2013 N 44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"  при казначейском сопровождении, должны  вести раздельный учет затрат по каждому контракту в порядке, установленном для организаций, выполняющих госборонзаказ.

До недавнего времени  из сферы действия Правил раздельного учета результатов ФХД исключили денежные средства, подлежащие казначейскому сопровождению. Однако Минфин и Казначейство считают, что обязанность вести раздельный учет следует из Закона о бюджете и подзаконных актов. При ведении раздельного учета нужно руководствоваться порядком, утвержденным Минфином.

А теперь подробнее.

В совместном письме Минфина России (N 09-01-05/11480) и Федерального  казначейства от 21 февраля 2019 года (N 07-04-05/22-3551) ссылаются на нормы Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1765 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»" и постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 1702 и разъясняют, что в случае, если исполнение государственного заказа сопровождается  казначейским сопровождением целевых средств,  юридические лица обязаны вести  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Таким образом, обязанность ведения раздельного учета, которая была строго установлена для субъектов, выполняющих гособоронзаказ согласно Федеральному закону № 275-ФЗ, теперь распространяется и на лиц, выполняющих госзаказ.

В указанном письме   сообщается:

«… при казначейском сопровождении целевых средств юридические лица обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Порядком ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 января 2019 г. N 4н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2019 г. N 53759)».

Справедливости ради следует отметить, что разъяснения по обязанности вести раздельный учет по государственному контракту, не направленного на выполнение государственного оборонного заказа, были даны Минфином России в письме от 17.10.2017 N 24-05-09/67796.

Скорее всего, указанное письмо не было воспринято как руководство к действию по причине того, что в п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 47 "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности", введенного Постановлением Правительства РФ от 24.01.2019 N 27, дословно указано:

«…Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета (за исключением организаций, выполняющих государственный оборонный заказ), раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и Правила ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные настоящим постановлением, не применяются организациями при использовании полученных ими на основании государственных контрактов средств, подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации».

Минфин и Казначейство пошли другим путем. Они обратились к постановлению Правительства №   1765 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"»  и к  Распоряжению  Правительства РФ от 14.07.2017 N 1502-р  «О казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения».

Указанные нормативные акты устанавливают обязательное ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем при использовании средств, полученных на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения, в порядке, установленном Минфином России.

Таким образом, Постановление № 47 как бы и существует в последней редакции, но  не  защитит  при проверке ведения раздельного  учета  по госзаказу при казначейском сопровождении.

Кроме того, Минфин России издал Приказ от 10.01.2019 N 4н "О Порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта) и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»".

Приказ   издан в категоричной форме, обязывающей получателя целевых средств:

  • вести раздельный учет доходов, расходов, активов (в том числе денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств;
  • утвердить в учетной политике порядок ведения раздельного учета;
  • вести   аналитический учет расходов по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета.

  Помимо указаний по формированию фактических затрат на исполнение договора, распределения  накладных расходов,  оформления первичных учетных документов, Приказ № 4н устанавливает обязанность получателя  представлять отчетность в казначейство по установленным  формам (п. 11 Приказа № 4н)  с приложением копий первичных (сводных) учетных документов.

Казначейству предоставлены практически неограниченные права в проверке предоставляемой информации, и в случае положительного результата проверок орган Федерального казначейства осуществляет платеж с лицевого счета, а при отрицательном результате проверки отказывает в проведении платежа в соответствии с Правилами казначейского сопровождения целевых средств (п. 18 Приказа).

Порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем при использовании средств, полученных на основании государственных контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с пунктом 1 Распоряжения N 1502-р, определен приложением N 2 к приказу Минфина России от 30.06.2017 N 500 "Об утверждении документов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения" (далее - Приказ N 500).

На основании изложенного рекомендую детально изучить Приказ Минфина России № 4н, а также обратить внимание на Приказ Минфина России от 30.06.2017 N 500  "Об утверждении документов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения", поскольку до издания приказа № 4н порядок  раскрытия структуры цены государственного контракта,  ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также  порядок проведения Федеральным казначейством проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и информации о структуре цены государственного контракта  регулировался  приказом № 500.

Учитывая, что приведенные в приказах N 4н и № 500  формы носят все-таки рекомендательный характер, для разработки и утверждении порядка раздельного учета  использование обоих приказов будет полезным. Тем более, что в приказе № 500 рекомендации изложены более конкретнее.  

Уведомления