У ГИТ новый повод для проверок?

С начала 2019 года многие работодатели Санкт-Петербурга получили уведомления от инспекции труда, налоговой инспекции и других надзорных органов о необходимости явиться к инспектору и дать пояснения о сведениях, содержащихся в федеральных государственных информационных системах. Для многих это уведомление стало неожиданностью, но технология превентивного регулирования возможного нарушения действующего законодательства с использованием сведений федеральных государственных информационных систем была заложена еще в 2008 году.

Государство уже накопило сведения о работодателях 

Все изменения в электронном пространстве нашей реальности обязывают работодателя значительно пересмотреть свое отношение к учету труда и документированию трудовых отношений, ибо эра бумажного предоставления документов прошедших периодов практически завершилась с приходом эры циркуляции информации. Информации как целостного массива сведений о работодателе (юридическом лице), т.е. данных о количестве, качестве и предмете труда работника на опасном производстве, закупающем определенную номенклатуру и ассортимент комплектующих, выпускающем сложное технологическое оборудование, утилизация которого требует действий по определенному классу отходов, и т.д.

Информация уже сейчас циркулирует в федеральных государственных информационных системах, обрабатываясь под различным углом зрения специально созданными программными комплексами, в том числе и искусственным интеллектом. А искусственный интеллект не ест, не пьет, не спит, а ворочает и ворочает большим массивом данных. И сведения о деятельности предприятия поступают в обработку не только от работодателя, но и от покупателей его продукции, от продавцов оборудования и ресурсов, от медицинских учреждений, в которые обращаются работники, и проч. источников. Кстати, понятие "информация" имеет свое отражение в правом поле – его содержит Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Необходимость пересмотра работодателем действующих на предприятии технологий и процедур учета труда в его количественном и качественном выражении, пересмотра документирования трудовых отношений уже предусмотрена пунктом 7 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 06.06.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ибо "наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", осуществляется "посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".

Вызывает ГИТ. Почему?

С начала 2019 года многие работодатели Санкт-Петербурга уже получили уведомления инспекции труда, налоговой инспекции и других надзорных органов о необходимости явиться к инспектору и дать пояснения о сведениях, содержащихся в федеральных государственных информационных системах. Для многих это уведомление стало неожиданностью. Но технология превентивного регулирования возможного нарушения действующего законодательства с использованием сведений федеральных государственных информационных систем была заложена Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и позволяет без привлечения юридического лица и его представителей, сопоставив сведения, имеющиеся в федеральных государственных информационных системах, с действующим законодательством, обнаружить несоответствия.

Выявлять "теневые" предприятия, "серую" заработную плату, коррупционные интересы, фактические переработки, ненадлежащую квалификацию, отсутствие мероприятий по охране труда, незаконную обработку персональных данных и прочие, уже ставшие привычными, нарушения стало значительно проще. В чем работодатели убеждались при первом же общении с инспектором, т.к. введена в эксплуатацию Автоматизированная информационная система государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (АСУ КНД) (Приказ Роструда от 26.07.2017 N 449 "О вводе в промышленную эксплуатацию модернизированной Автоматизированной информационной системы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (Автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений)").

Что делать работодателю

Не хочется впадать в буквальности и банальности, но выбора у работодателя нет – нужно соблюдать действующее законодательство. Рострудом обеспечено размещение на официальных сайтах в сети Интернет для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

В свете введения электронных трудовых книжек, электронных паспортов и возможного ведения кадрового делопроизводства в электронном виде (Приказ Минтруда России от 26.03.2018 N 194 "О проведении эксперимента по переводу в электронную форму документов и сведений о работнике по вопросам трудовых отношений") возможности федеральных государственных информационных систем не оставляют работодателю иллюзий продолжения существующего отношения к документированию трудовых отношений и учету фактического труда. Мониторинг как система наблюдения, анализа, оценки и прогноза эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности (Постановление Правительства РФ от 05.04.2010 N 215 (ред. от 03.10.2018) "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)") будет выявлять нарушение за нарушением до их окончательного прекращения.

Каждое выявленное нарушение может повлечь за собой административное взыскание, а совершение административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.07.2019)).

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Как предъявить иск к должнику по новым правилам, если нет идентифицирующих сведений о нем?

16
14.10.2019

В настоящее время законодательство пока не предусматривает, каким образом компаниям получать указанную информацию о гражданах-должниках.

Как представить документы по требованию налоговой

13118.09.2019

Возникли вопросы по налоговой проверке? Используйте Путеводитель. Налоговые проверки, чтобы получить ответы на все вопросы.

- 68702
Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1276 "О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств"

С 1 ноября 2019 года в технический осмотр транспортных средств для перевозки пассажиров и грузовых автомобилей будет включаться проверка наличия тахографа и его состояние
Российское законодательство
- 68702
<Письмо> Ростехнадзора от 13.08.2019 N 11-00-15/7862 "О лицензировании"

Разъяснен вопрос об определении адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности при эксплуатации опасного производственного объекта
Российское законодательство

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться
наверх
Обратная связь.