4 сентября 2017

Субсидиарная ответственность руководителя и лиц, контролирующих должника, в процедуре банкротства

28.06.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусматривалось введение ряда поправок в статью 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части порядка привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника.

Однако законодателем было принято решение о замене статьи 10 на главу III.2, посвященную ответственности руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве, со сроком вступления в силу с 30.07.2017. При этом уже сам по себе факт появления двенадцати статей взамен норм, содержавшихся в единственной статье Федерального закона № 127-ФЗ, свидетельствует о кардинальном изменении подхода к правовому регулированию порядка привлечения к ответственности контролирующих лиц должника.

Остановимся подробнее на основных положениях новой концепции.

Признаки «контролирующего должника лица»

Понятие «контролирующего должника лица» и ранее содержалось в статье 2 Федерального закона № 127-ФЗ, однако сейчас отличительным признаком является разделение «потенциально ответственных лиц» на две категории.

Прежде всего, это те лица, которые могли определять действия должника в силу нахождения в родстве (свойстве) с должником, наделения соответствующими полномочиями или должностным положением. Перечень таких лиц не только не является исчерпывающим, но и, напротив, дополнен указанием на лиц, замещающих должности главного бухгалтера, финансового директора должника либо иных подобных лиц. Немаловажным является и указание на возможность в судебном порядке признать лицо контролирующим должника и по иным основаниям.

В отношении второй категории лиц установлена «презумпция контролируемого должника лица», то есть они признаются таковыми, пока не доказано иное. Перечень субъектов, которые отнесены законом к числу второй категории, соотносится с нормами статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и статьи 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в этой части не является новым.

При этом напоминаем, что круг «потенциально ответственных лиц», как и ранее, определяется за период не более трех лет, предшествующих возникновению признаков банкротства и после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а при выявлении нескольких контролирующих лиц должника возможно их привлечение к субсидиарной ответственности в солидарном порядке.

Основания наступления субсидиарной ответственности

Общие основания привлечения к субсидиарной ответственности по долгам должника были привнесены из ранее существовавших норм. Между тем, законодатель дополняет этот перечень дополнительными обстоятельствами, такими как:

- на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице: в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов; в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

Обращаем внимание, что в данном случае рассматривается поведение контролирующих лиц должника до даты возбуждения производства по делу, то есть тогда, когда по существу организация осуществляла предпринимательскую деятельность в обычном режиме. В этой связи стоит относиться внимательно к соблюдению требований по раскрытию информации и внесению достоверных сведений в выше названные Единые федеральные реестры во избежание случаев «формального» привлечения к ответственности по долгам компании.

- невозможность погашения требований кредиторов наступила вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, однако производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом возвращено.

Кроме того, данные фактические обстоятельства могут стать также основанием для предъявления требования о возмещении должнику убытков, причиненных контролирующими лицами в порядке, предусмотренном статьей 61.20 Федерального закона № 127-ФЗ.

- должник стал отвечать признакам неплатежеспособности не вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, однако после этого оно совершило действия и (или) бездействие, существенно ухудшившие финансовое положение должника.

Как следует из анализа дополнительных оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, риск наступления данных обстоятельств кратно возрастает в виду появления новых, по существу, «формальных» признаков, которые зачастую встречаются в правоприменительной практике в рамках процедуры банкротства должника. Наконец, немаловажным является и установление законодателем подхода, согласно которому привлечение к ответственности возможно и за пределами процедуры банкротства (статья 61.19 Федерального закона № 127-ФЗ), в том числе, по результатам прекращения производства по делу.

Распоряжение правом требования и раскрытие информации

Новеллой законодательного регулирования также стало включение возможности для каждого кредитора, в интересах которого лицо привлекается к субсидиарной ответственности, обратиться с заявлением о выборе одного из следующих способов распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности (статья 61.17 Федерального закона № 127-ФЗ): 1) взыскание задолженности по этому требованию в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве; 2) продажа этого требования по правилам с торгов; 3) уступка кредитору части этого требования в размере требования кредитора.

Сложно предсказать, к каким результатам приведет создание таких дополнительных механизмов распоряжения кредиторами своим правом требования, однако на данном этапе нельзя не отметить факт их появления. 

Если говорить о предварительных итогах реформирования процедуры привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника, можно отметить, что степень нормативно-правового регулирования данного вопроса существенно возросла. Как следствие, у заинтересованных лиц появляется больше оснований для предъявления требований к ответственным лицам, а также механизмов воздействий на них.

Причем нельзя не отметить, что степень законодательного регулирования оснований для привлечения к субсидиарной ответственности не является глубокой и в дальнейшем вероятность получения положительного судебного решения по делу будет зависеть не только от доказанности наступления соответствующих оснований, но и по существу, от судейского усмотрения.

Мы подготовили для вас подборку из системы Консультант Плюс, которую Вы можете получить бесплатно.


Получить подборку Заполните форму
и подборка будет выслана на указанный email.

Бесплатно
Подборка предоставляется бесплатно, и не требует никаких дополнительных оплат

Просто
Подборка после установки работает на любом компьютере

Лучше не найти
В подборке полная информация по теме в удобном интерфейсе

Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!