Спрашивали - отвечаем: 4 вопроса по заполнению путевого листа

Всегда ли нужно оформлять путевые листы и как избежать ошибок их заполнении - вопросы, актуальные для многих организаций. За последний год произошло немало изменений связанный с оформлением путевых листов.

Остановимся на наиболее частых вопросах, связанных с путевыми листами.

Надо ли заполнять путевые листы если организация не осуществляет коммерческие перевозки грузов или пассажиров?

 Да, оформление путевых листов обязательно, в том числе и для организаций, которые не осуществляют коммерческие перевозки. Единственное исключение, позволяющее не оформлять путевой лист, ситуация, когда работник использует легковой автомобиль организации исключительно для личного перемещения (не перевозит грузы и не перемещает иных лиц).

Следует отметить, что, хотя законодательно и не установлена обязанность оформлять путевой лист, когда работник использует легковой автомобиль организации исключительно для личного перемещения, но если организация планирует учесть в расходах затраты ГСМ, то для целей налогового учета путевой лист придётся все же оформить.

Согласно положениям Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (п. 2 ст. 6 Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ).

Порядок оформления путевого листа на транспортное средство предусмотрен Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Порядок). Порядок заполнения путевых листов обязателен для юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили (п. 2 Порядка).

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое организацией, в частности, для осуществления перевозок грузов и пассажиров, даже если организация не занимается предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и грузов (п. 9 Порядка, Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529). 

Следует отметить, под перевозками для собственных нужд подразумевается перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов без заключения договоров перевозки или фрахтования (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Это означает, что в ситуации, когда работник использует легковой автомобиль организации для служебных поездок, не работает водителем, не перевозит грузы и не перемещает иных лиц, кроме самого себя, то есть использует исключительно для передвижения, наличие путевого листа не требуется.

На какой срок можно оформить путевой лист?

С 1 марта вступили в силу изменения в Порядок заполнения путевых листов, согласно которым путевые листы нужно оформлять строго для одного рейса или одной смены, если на нее приходится несколько рейсов  (п. п. 4, 10 Порядка).

В  Приказ Минтранса № 152 Приказом  № 467  были внесены некоторые изменения, однако для организаций, эксплуатирующих легковые  автомобили и не имеющих штатных водителей, практически ничего не изменилось.

Из сопоставления   формулировок п. 3, п. 4 и новой редакции  п. 10 Приказа № 152,  можно сделать вывод, что запретов на составление путевого листа  сроком  более одного дня  Приказ № 152 не содержит. Таким образом, если в течение месяца автомобилем управляет один сотрудник,  то путевой лист может быть оформлен на срок до одного месяца. Если же автомобилем пользуются несколько сотрудников, то путевой лист должен быть оформлен на каждого сотрудника отдельно.

Обязательна ли в путевом листе отметка о проведении контроля технического состояния транспортного средства

С 21 декабря 2018 года предрейсовый и предсменный контроль технического состояния транспортного средства обязательны для организаций, которые осуществляют коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями (п.2 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2017 N 398-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом").

 Т.е. если организация, не занимается коммерческими перевозками, и использует для своих нужд только легковые автомобили, проводить такой контроль и, соответственно, делать отметку в путевом листе не требуется.

Обязательна ли в путевом листе отметка о проведении медицинского осмотра?

Обязательно, если транспортным средством управляет работник в должности водителя или в его трудовые обязанности входит управление транспортным средством.

И соответственно, в ситуации, когда транспортным средством управляет сотрудник, который не является водителем и в трудовую функцию которого не входит управление транспортным средством отметка о проведении медицинского осмотра не проставляется.

 Сведения о проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, отражаются в путевом листе в случае, когда проведение медицинского осмотра обязательно. Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Закона N 196-ФЗ). Следовательно, проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя. 

Однако, судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть решения судов поддерживающие точку зрения, что проходить медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 N Ф10-863/2015; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).

Есть иная позиция, что организации все-таки необходимо проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников, поскольку они являются лицами, управляющими транспортным средством, вне зависимости от того, что они не являются водителями по трудовому договору (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 N Ф03-336/2014 по делу N А37-3185/2012, Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 06АП-5556/2012 по делу N А37-2345/2012, от 15.06.2012 N 06АП-2120/2012).

Однако следует обратить внимание, что Верховный Суд по данному вопросу придерживается следующей точки зрения: проведение медицинского осмотра обязательно, даже для сотрудника, который не является водителем, если в трудовые обязанности входит управление транспортным средством (Постановление от 19.12.2016 N 18-АД16-173).

Следовательно, если работник не принят на работу водителем, а в должностную инструкцию не включена обязанность управлять транспортным средством, медосмотр не нужен. 

Подробнее о Готовых решениях смотрите в материале Как найти решение типовой задачи бухгалтера? нового ресурса «Гид по возможностям КонсультантПлюс».

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Может ли политическая нестабильность в стране командирования стать основанием для возврата денежных средств за авиабилеты?

14
16.09.2019

Пунктом 227 Общих правил перечислены случаи вынужденного отказа пассажира от перевозки, среди которых...

Кто обязан перечислять пособия на карты "Мир"

12804.09.2019

В КонсультантПлюс представлены материалы по перечислению пособий на карту «Мир».

- 68702
Приказ Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр "Об утверждении Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства" (Зарегистрировано в...

Установлен порядок расчета индексов изменения сметной стоимости строительства
Российское законодательство
-
Приказ Ространснадзора от 09.07.2019 N ВБ-575фс "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных о...

Утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по которым предусматриваетс...
ИБ РоссийскоеЗаконодательство

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться
наверх
Обратная связь.