20 сентября 2018

Проверочные листы: первые результаты применения

Тематика: 

С 01 июля 2018 года государством значительно изменена технология проведения плановых проверок работодателя. Приближающийся конец года заставляет многих специалистов по кадрам и юристов задуматься о том, как будет проводиться плановая проверка ГИТ в предстоящем году. К счастью, еще есть достаточно времени для необходимых изменений, согласований и уведомлений работников.

В первую очередь следует понимать, что проверочные листы – не самое значительное изменение в технологиях проверочных мероприятий и не самое новое требование государства. Изменения в проведении контрольно-надзорных мероприятий заложены еще в 2015 году Распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 N 1028-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы)».

Вышеуказанное Распоряжение внесло следующие перемены:

  • Плановые надзорные мероприятия проводятся для различных предприятий соответствующих категорий риска в различные сроки;
  • Уточнен перечень надзорных органов и возможные виды их надзорных мероприятий, причем, проделана большая работа по исключению одного и того же объекта надзора из проверочных мероприятий различных  органов;
  • Утверждено большинство контрольных листов различных видов надзорных мероприятий, сочетаемых друг с другом, а, значит, сочетаемых и с проверочными листами Роструда;
  • Сформированы многие перечни нормативных правовых актов, исполнение которых проверяется соответствующим надзорным органом.

Приведенные изменения заставляют многие организации пересмотреть свои нормативные локальные акты; изменить или воссоздать систему нормирования труда на предприятии; изменить условия трудовых договоров, актуализировав трудовые функции и формализовав фактически выполняемую работу и осуществить иные изменения в документировании трудовых отношений. И это только начало движения к тотальному соблюдению требований законодательства. В помощь специалистам, осуществляющим документирование трудовых отношений, рассмотрим некоторые аспекты вышеприведенных изменений и их практическое применение работодателем.

Предсказуемость визитов надзорных органов определена установленной периодичностью плановых проверок предприятий с определенным уровнем риска:

  • высокий риск — 1 раз в 2 года
  • значительный риск — 1 раз в 3 года
  • средний риск — 1 раз в 5 лет
  • умеренный риск — 1 раз в 6 лет
  • низкий риск — плановые проверки не проводят

Это позволяет работодателю не только понимать, как часто и какие именно надзорные органы к нему будут приходить, но и планировать производство работ, а также составлять график отпусков так, чтобы при проведении проверок все инструктажи состоялись и на проверках присутствовали все нужные и полномочные сотрудники организации. Перечень предприятий, которые отнесены к категории высокого или значительного риска приведен на официальном сайте Роструда, а сведения о конкретном уровне риска, к которому относится предприятие, можно выяснить в Роструде напрямую (п. 13 Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806"О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности")).

Структурирование видов надзорных мероприятий и утверждение к ним контрольных листов позволяет предприятию подготовиться к плановой проверке, точно зная, какие именно нарушения будут выявляться и отражаться в проверочных листах соответствующего контроля. Причем, подготовку к проверке можно начинать не с момента «узнавания» о планах определенного надзорного органа, а с первого дня документирования соответствующих процессов и отношений или любого иного дня – по выбору предприятия и обеспечить реализацию требований по уведомлению работников о грядущих изменениях условий выполнения ими трудовых функций. Утверждение и публикация проверочных листов многих надзорных органов уже начаты, кроме того появились первые результаты плановых проверок по чек-листам и намечены дальнейшие пути развития плановых проверок.

При проведении ревизии документов предприятия следует применять проверочные листы всех надзорных органов, которым будет предоставляться соответствующая документация, так как при проведении надзорных мероприятий все надзорные органы взаимодействуют друг с другом. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права". В пункте 6 данного Постановления определено, что при проведении надзорных мероприятий Федеральной инспекций труда осуществление ее деятельности происходит во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами, объединениями работодателей, и другими организациями. Также при проведении ревизии документов следует помнить, что в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами соответствующего контроля (надзора) при организации и проведении проверок происходит обмен документами и информации от органов, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, к органам, проводящим надзор в данный момент. Предоставляется почти двести наименований документов (Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация»). Данный обмен информацией и документами обязывает процедуры введения в действие, актуализации нормативных локальных актов, их отмену проводить в полном соответствии не только с профильными нормативными актами, но и в соответствии с требованиями делопроизводства и архивного дела.

При актуализации документов трудовых отношений дополнительно следует учитывать:

Учитывая количество проверочных листов, применяемых в надзоре, достаточно сложно бывает понять: надо ли исполнять данный лист или он не имеет отношения к определенному юридическому лицу, или к этим трудовым отношениям. Определение применяемости каждого проверочного листа при проведении плановой проверки  осуществляется достаточно просто – по наличию соответствующих процессов или работников. Одной фразой можно его сформулировать так: применяемость соответствующих проверочных листов определяет собственно наличие проверяемого фактора. Пример: организации, зарегистрированной в Санкт-Петербурге, и открывшей обособленное подразделение в районах Крайнего Севера с работающим в данном подразделении одним человеком, следует руководствоваться не только проверочным листом № 1, содержащим нормы трудового права по проверке порядка оформления приема на работу, но и проверочным листом № 12, содержащим мероприятия по надзору за соблюдением требований по регулированию труда лиц, работающих на Крайнем Севере. Всего планируется разработать 135 проверочных листа.  

В настоящее время надзорные органы могут запросить документы любого периода деятельности юридического лица, так как временной горизонт предоставляемых работодателем документов не определен. В ходе проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций (ст. 357 ТК РФ). Данная позиция подтверждается и типовой формой распоряжения органа соответствующего надзора (см. Приложение 1 к Приказу Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н). Перечень типовых ошибок обобщен Рострудом как "Перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений".

Завешаются работы по определению перечня правовых документов, исполнение которых требуется от работодателя, а также сформулирован (ст. 15, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") ряд запретов по применению правовых актов:

  • Запрещено проверять выполнение требований, не относящихся к полномочиям органа  контроля надзора
  • Запрещено проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР
  • Запрещено проверять выполнение требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке

Отметим, что контролеры обязаны проверять исключительно исполнение нормативных правовых актов, к которым не относятся нормативные акты, не прошедшие юридическую регистрацию в Минюсте России (Письмо Минтруда России от 17.04.2018 N 15-2/ООГ-897). Учитывая, что и содержание, и сами перечни нормативных правовых актов, актуализируются в режиме реального времени, работы по приведению документов предприятия следует проводить системно. Так как, согласно статье 12 ТК РФ «локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с … вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом)», и в случае проверки можно оказаться в сложной ситуации.

 

Подводим итоги: все только начинается

Учитывая, что нарушения в одной сфере трудовых отношений, как правило, влекут нарушения в иных областях надзора, соответствующие органы будут чаще проводить внеплановые проверки, основываясь на документах, уже полученных от предприятия. В настоящее время в систему надзора в трудовых отношениях включены сами работники, как сторона прямо или косвенно принимающая участие в нарушениях, а значит, можно предположить, что нас ждет значительное увеличение персонализации ответственности.

Подводя итоги прошедшего периода повсеместного применения проверочных листов при проведении плановых проверок можно смело утверждать, что нарушения трудового законодательства выявлять стало проще, технологичнее и системнее. Тем не менее, государство будет искать иные способы выявления нарушений, что и подтверждается объявленным Первым ежегодным конкурсом лучших практик контрольной и надзорной деятельности «Контрольная точка», который проводится с 10 сентября по 21 декабря 2018 года Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться
Обратная связь