20 июля 2015

Порядок исчисления взносов и НДФЛ с выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства

Тематика: 
Порядок исчисления взносов и НДФЛ с выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства

  

Работодателям, использующим труд иностранных граждан и лиц без гражданства в этом году пришлось нелегко – масштабные поправки, внесенные в законодательство и вступившие в силу с января 2015 года, основательно переписали всю сложившуюся в последние годы систему привлечения к труду иностранцев, а также порядок исчисления взносов и НДФЛ с выплат в их пользу.

Предлагаю вместе разобраться в произошедших изменениях. И для начала мы определим правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Находиться на территории Российской Федерации такие граждане могут в трех статусах: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие[1].

 

 

От статуса иностранца зависят: порядок оформления на работу, исчисление взносов с выплат в его пользу и удержание НДФЛ. Как мы видим из схемы, самая сложная группа граждан – те, кто имеет статус «временно пребывающий», поскольку для них действуют различные условия и основания при начислении взносов и исчислении НДФЛ.

При исчислении взносов во внебюджетные фонды мы должны помнить, что к объекту обложения взносами относятся выплаты, производимые работодателями на основании трудовых, гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг[2].

Если же выплаты производятся на основании гражданско-правовых договоров, предмет которых – переход права собственности или иных вещных прав на имущество, и договоров, связанных с передачей в пользование имущества – то такие выплаты к объекту обложения взносами не относятся. Исключения – договор авторского заказа, договор об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательский лицензионный договор, лицензионный договор о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Не признаются объектом обложения взносами выплаты и прочие вознаграждения, которые начислены в пользу иностранцев:

  • по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации;
  • в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Порядок налогообложения и начисления взносов с выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства сведен в таблицу.

 

Действующий с 2015 года порядок исчисления НДФЛ и взносов с выплат в пользу различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства:

 

Статус иностранца

ПФР

ФСС

ФФОМС

НДФЛ

Право на пособие по временной нетрудоспособности

Право на иные государственные социальные пособия (напр., по беременности и родам)

Зачет страхового стажа, приобретенного в иностранном государстве, для назначения пособий по болезни в РФ

Постоянно и временно проживающие в РФ (обычные)

22%

2,9%

5,1%

13% – резидент

30% – нерезидент

 

Да, на общих основаниях

Да, на общих основаниях

нет

Временно пребывающие (обычные), из них:

 

 

 

13% – резидент

30% – нерезидент

 

 

 

  • Ø с разрешением на работу

22%

 

1,8%

 

0%

 

13% – резидент

30% – нерезидент

Да, при условии уплаты взносов в ФСС в течение 6 месяцев, предшествующих дню болезни

нет

нет

  • Ø граждане КНР

0%

1,8%

0%

13% – резидент

30% – нерезидент

Да, при условии уплаты взносов в ФСС в течение 6 месяцев, предшествующих дню болезни

нет нет
  • Ø с патентом

22%

1,8%

0%

13% с первого дня работы с зачетом стоимости патента

Да, при условии уплаты взносов в ФСС в течение 6 месяцев, предшествующих дню болезни

нет нет
  • Ø получившие убежище

22%

1,8%

0% *

13% с первого дня работы

Да, при условии уплаты взносов в ФСС в течение 6 месяцев, предшествующих дню болезни

нет нет
  • Ø граждане ЕАЭС

22%

2,9%

5,1%

13% с первого дня работы

Да, на общих основаниях

Да, на общих основаниях

да

  • Ø беженцы

22%

2,9%

5,1%

13% с первого дня работы

Да, на общих основаниях

Да, на общих основаниях

нет

Постоянно и временно проживающие ВКС

22%

2,9%

0%

13% – нерезидент с доходов от трудовой деятельности

30% – нерезидент с доходов, не связанных с трудовой деятельностью

Да, на общих основаниях

Да, на общих основаниях нет

Временно пребывающие ВКС

0%

0%

0%

13% – нерезидент с доходов от трудовой деятельности

30% – нерезидент с доходов, не связанных с трудовой деятельностью

нет

нет

нет

* Рекомендуем исчислять и уплачивать страховые взносы в ФФОМС по тарифу 5,1% из заработной платы работника, имеющего свидетельство о предоставлении временного убежища в РФ (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; пп. 7 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах»).

 

В 2015 году предельные базы для взносов в ПФР и ФСС для каждого фонда составляют разную величину: для ФСС = 670 000 рублей; для ПФР = 711 000 рублей.

С выплат, превышающих лимит в ФСС, взносы платить не надо. А в Пенсионный фонд нужно, но по пониженному тарифу – 10%, вместо 22%.

Если в организации предусмотрен льготный тариф страховых взносов, то к зарплате иностранцев также нужно применять льготный тариф, но с учетом особенностей, которые предусмотрены для конкретного иностранного работника. Например, по льготному тарифу организация не уплачивает взносы в ФФОМС, а по статусу иностранца взносы в ФФОМС уплачиваться должны – это означает, что с заработной платы этого иностранца взносы в ФФОМС не уплачиваются.

Если для работников организации установлен пониженный тариф, то зарплата иностранных работников облагается по пониженному тарифу. На практике это означает, что при пониженном тарифе по УСН взносы в ФСС по ставке 1,8% с иностранцев не уплачиваются.

В течение календарного года иностранцы или лица без гражданства могут сменить свой статус.

Например, иностранец может сменить статус с временно пребывающего на постоянно проживающего. Также иностранец может утратить или приобрести статус высококвалифицированного специалиста.

В 212-ФЗ[3] нет специальных норм, которые регулировали бы порядок начисления страховых взносов при изменении статуса иностранца в течение года. Пересчет страховых взносов за предыдущие месяцы отчетного (расчетного) периода законодательством также не предусмотрен. Поэтому следует руководствоваться общими нормами этого закона, определяя страховой тариф в зависимости от статуса застрахованного лица на конкретную дату.

В месяце, в котором произошло изменение правового положения сотрудника, суммы начисленных в его пользу выплат делят на две части:

  • с начала месяца по день, предшествующий дню, в котором статус сотрудника изменился;
  • со дня, в котором статус сотрудника изменился, до конца месяца.

Сумма страховых взносов за тот месяц, в котором у сотрудника изменилось правовое положение, определяется умножением базы на тариф до и после изменения статуса.

 


 

Практический пример

Иностранный гражданин 22 мая 2015 года получил в России вид на жительство и сменил статус временно пребывающего на статус постоянно проживающего.

С января по апрель в его пользу было начислено 130 000 руб., а заработная плата за май составила 55000 руб.

Задание:

Определить сумму страховых взносов по данному сотруднику за май 2015 года.

Решение:

Тарифы для начисления страховых взносов с зарплаты работника-иностранца составляют:

Статус временно пребывающего:

Статус постоянно проживающего:

  • ОПС = 22%;
  • ФСС = 1,8%;
  • ФФОМС = 0%;
  • ОПС = 22 %;
  • ФСС = 2,9 %;
  • ФФОМС = 5,1 %.

По состоянию на 31 мая суммарная расчетная база для начисления страховых взносов с выплат в пользу сотрудника–иностранца не превысила предельных величин:

  • ни по взносам на социальное страхование: 130 000 руб. + 55 000 руб. < 670 000 руб.;
  • ни по взносам на пенсионное страхование: 130 000 руб. + 55 000 руб. < 711 000 руб.

По производственному календарю в мае 18 рабочих дней. Для расчета страховых взносов за май бухгалтер организации разделил зарплату на две части:

Зарплата за период с 1 по 21 мая составила 36 667 руб. (55 000 руб./18 дн. * 12 дн.).

Зарплата за период с 22 по 31 мая равна 18 333 руб. (55 000 руб./ 18 дн. * 6 дн.).

С выплат работнику за май будут начислены страховые взносы в следующих размерах:

За период с 1 по 21 мая:

  • на пенсионное страхование – 8 066,74 руб. (36 667 руб. * 22%);
  • на социальное страхование – 660,01 руб. (36 667 руб. * 1,8%);
  • на медицинское страхование – 0 руб. (до 22 мая работник не признавался застрахованным лицом).

За период с 22 по 31 мая:

  • на пенсионное страхование – 4 033 руб. (18 333 руб. * 22%);
  • на социальное страхование – 531,66 руб. (18 333 руб. * 2,9%);
  • на медицинское страхование – 934,98 руб. (18 333 руб. * 5,1%).

 


 

Что касается доходов, выплаченных в пользу граждан Китайской Народной Республики, которые временно пребывают на территории России – начислять страховые взносы в ПФР не нужно[4]. Согласно ст. 2 закона 167-ФЗ[5], если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные данным законом, то приоритет у международного договора.

Таким образом, временно пребывающие в РФ и работающие по трудовым договорам китайские граждане не являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования и значит, с выплат в их пользу страховые взносы в ПФР не уплачиваются[6].

А для социального страхования специальных правил в международном соглашении не установлено, и это означает, что в 2015 году на сумму доходов граждан КНР надо начислить взносы в ФСС по тарифу 1,8 %[7].

Особая категория граждан – работники, приехавшие из стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС)[8], – в него сейчас входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Россия (в ближайшее время будет ратифицировано присоединение Киргизии)[9].

Страховые взносы с выплат в пользу граждан из стран, входящих в ЕАЭС, начисляются по тем же правилам, что и с доходов российских граждан, независимо от статуса этих сотрудников (постоянно проживающий, временно проживающий, временно пребывающий). Кроме того, для них предусмотрено социальное обеспечение на тех же условиях, что и для граждан России[10].

Перейдем к налогу на доходы физических лиц. По общему правилу, к доходам, получаемым от источника в РФ, для налогоплательщиков, которые не признаются налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка 30%[11].

В случае если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах – применяются положения международного договора[12].

НДФЛ с доходов граждан из стран-участниц ЕАЭС удерживается в размере 13% с первого дня работы независимо от их налогового статуса (резидент/нерезидент), в соответствии со ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе.

Если необходимо исчислить и удержать НДФЛ у обычного временно пребывающего иностранца с патентом – независимо от срока их пребывания в РФ, доходы таких лиц облагаются НДФЛ по ставке 13%.

Вы можете уменьшить общую сумму НДФЛ на сумму уплаченных мигрантом авансовых платежей, если у вас имеются:

  • его заявление о таком вычете;
  • квитанции, подтверждающие уплату им фиксированных авансовых платежей;
  • уведомление из ИФНС, подтверждающее ваше право как налогового агента уменьшить исчисленную сумму НДФЛ на уплаченные иностранцем фиксированные авансовые платежи. Для получения такого уведомления вам необходимо подать заявление в ИФНС. Форма заявления не утверждена, но рекомендована ФНС России в Письме ФНС России N БС-4-11/2622.

Обратите внимание: если сумма фиксированных авансовых платежей, уплаченных мигрантом за период действия патента, превышает сумму НДФЛ, исчисленную по итогам года, то сумма такого превышения мигранту не возвращается и в счет будущего удержания НДФЛ не зачитывается.

Ставка НДФЛ для высококвалифицированного специалиста не зависит от того, является ли он налоговым резидентом или нет – все его доходы от трудовой деятельности на территории РФ облагаются НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы по трудовому договору[13].

Это значит, что ставка 13% применяется:

  • к вознаграждению за труд;
  • компенсационным выплатам, непосредственно связанным с выполнением трудовой функции, (например к доплате за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника[14], совмещение профессий, облагаемым НДФЛ командировочным расходам[15]);
  • стимулирующим выплатам (например, премиям). Но облагать по ставке 13% можно только те начисления, которые выплачиваются за конкретные достижения в работе, входящей в должностные обязанности иностранного работника по трудовому договору;
  • вознаграждению иностранца за выполнение работ (оказание услуг) по гражданско-правовому договору[16].

Доходы, не связанные с трудовой деятельностью, нужно облагать по ставке 30% до приобретения высококвалифицированным иностранным работником статуса налогового резидента РФ[17].

К доходам, не связанным с трудовой деятельностью, относятся:

  • материальная помощь к отпуску;
  • единовременная компенсация на обустройство при переезде в Россию, ежемесячная компенсация расходов на питание и корпоративный автомобиль, доплата к ежегодному оплачиваемому отпуску до оклада и т.д.;
  • средний заработок, выплачиваемый за период отпуска;
  • компенсация расходов, произведенных в рамках трудовых отношений, но непосредственно с исполнением трудовых обязанностей не связанных, например, оплата компанией иностранцу проезда к новому месту работы и найма жилья[18];
  • суммы оплаты компанией стоимости проживания иностранного работника[19];
  • суммы оплаты питания, стоимость подарков и др.

Если у вас возникают вопросы, связанные с предоставлением вычетов в пользу иностранных граждан – вы должны помнить: до тех пор, пока ваш сотрудник не получит статус налогового резидента РФ – вычеты ему не полагаются, даже если вы с первого дня работы исчисляли и удерживали с его доходов НДФЛ по ставке 13%[20].

Если иностранный сотрудник по итогам года сменит налоговый статус, то исчисленный с начала года НДФЛ необходимо пересчитать. Например, иностранец по итогам года приобретет статус налогового резидента РФ – его доходы за этот год будут облагаться по ставке 13%, а не 30%. Перерасчет налога производится с учетом налоговых вычетов[21]. Разница между НДФЛ, удержанным по ставке 30%, и налогом, который пересчитан по ставке 13%, является излишне удержанной суммой налога. Чтобы ее вернуть, иностранец должен обратиться в налоговый орган по месту жительства (пребывания) в РФ[22].

И завершим мы рассмотрение нашей темы информацией о налоговой декларации по форме 3-НДФЛ.

Иностранные граждане, которые работают по найму на основании патента, обязаны представлять декларацию по НДФЛ по итогам года.

При этом безвизовые иностранцы, которые работают по найму у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в некоторых случаях могут быть освобождены от исполнения этой обязанности.

Не нужно заполнять декларацию, если:

  • НДФЛ, исчисленный исходя из фактически полученного дохода, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за год;
  • иностранец до конца года выезжает из РФ и НДФЛ, рассчитанный, исходя из фактического заработка, превышает сумму фиксированных авансовых платежей;
  • патент аннулирован[23].

Безвизовые иностранцы не освобождаются от обязанности представлять декларацию, если они работают у налоговых агентов.

Данное правило распространяется также и на ситуации, когда по итогам года налог к уплате отсутствует[24].

 

[1] Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

[2] п.1 ст.7 Федерального закона № 212-ФЗ

* Рекомендуем исчислять и уплачивать страховые взносы в ФФОМС по тарифу 5,1% из заработной платы работника, имеющего свидетельство о предоставлении временного убежища в РФ (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; пп. 7 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах")

[3] Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

[4] Письмо Минтруда России от 08.09.2014 N 17-3/В-425

[5] Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

[6] п. 2 ст. 12 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации, заключено в г. Пекине 03.11.2000

[7] п. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[8] Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014)

[9] Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года" (Подписан в г. Москве 23.12.2014)

[10] п. 3 ст. 98 договора о Евразийском экономическом союзе, письмо Минтруда России от 05.12.2014 г. № 17-1/10/В-8313.

[11] п. 3 ст. 224 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

[12] п. 1 ст. 7 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

[13] абз. 4 п. 3 ст. 224 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.02.2014 N 03-04-06/6773.

[14] Письмо Минфина России от 18.02.2012 N 03-04-06/4216.

[15] Письмо Минфина России от 13.06.2012 N 03-04-06/6-168.

[16] Письмо Минфина России от 19.08.2010 N 03-04-06/6-182.

[17] Письмо Минфина России от 18.02.2014 N 03-04-06/6773.

[18] Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-04-06/31385.

[19] Письмо Минфина России от 13.08.2014 N 03-04-06/40543.

[20] п. 4 ст. 210 НК РФ, Письмо ФНС России от 30.10.2014 N БС-3-11/3689@.

[21] п. 3 ст. 210 и п. 1 ст. 224 НК РФ.

[22] п. 1.1 ст. 231 НК РФ.

[23] п. 8 ст. 227.1 НК РФ.

[24] ст. 227.1 НК РФ.

Мы подготовили для вас подборку из системы Консультант Плюс, которую Вы можете получить бесплатно.


Получить подборку Заполните форму
и подборка будет выслана на указанный email.

Бесплатно
Подборка предоставляется бесплатно, и не требует никаких дополнительных оплат

Просто
Подборка после установки работает на любом компьютере

Лучше не найти
В подборке полная информация по теме в удобном интерфейсе

Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!