13 июля 2018

Поправки в закон о ККТ: что нужно знать бухгалтеру

Тематика: 

! Статья актуализирована с учетом последних изменений законодательства о ККТ

Июнь и Июль 2018 года ознаменованы для бухгалтеров тем, что не умолкают разговоры об обязанности применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ). Добавило интриги то, что 3-го июля 2018 Федеральным Законом 192-ФЗ от 03.07.2018 внесены изменения в основной Федеральный закон 54-ФЗ от 22.05.03 (далее 54-ФЗ), и, судя по всему, это только начало.

Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ, помимо прочего, изменил непосредственно название Федерального Закона 54-ФЗ от 22.05.03, а также не только ответил на ранее существующие вопросы, упростил одни и усложнил другие процедуры, но и «наплодил» много новых вопросов, ответов на которые, до новых поправок или разъяснений, мы в текущем законодательстве не найдем. В любом случае, пора привыкнуть к мысли, что в недалеком будущем применять контрольно-кассовую технику при взаимодействии с физическими лицами не только по поводу оказанных услуг и проданных товаров будут обязаны практически все и практически по всем операциям, вне зависимости от того наличными или безналичными средствами будет производиться расчеты. Поэтому рекомендуем купить ККТ сейчас, чтобы начать привыкать к ее использованию потом. То обстоятельство, что пока у вас или нет операций, которые попадают под действие закона, или ваша организация (или ИП) освобождена от применения ККТ (за некоторым исключением) означает только то, что у вас есть некоторая отсрочка до 01.07.2019. Настройтесь на то, что в свете последних тенденций законодательства, избежать в будущем использования кассового оборудования вряд ли получится.

Начнем с наименования, ранее Федеральный закон №54-ФЗ от 22.05.03 назывался «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». С 03-го июля 2018 года наименование закона 54-ФЗ изменилось и теперь он называется «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Таким образом, уже из самого наименования стало понятно, что термин "расчет" в целях применения 54-ФЗ уточнено и сильно расширено. Ранее, под термином «расчет» понимался «прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа (далее – ЭСП) за реализуемые товары (работы, услуги)». Но возникали вопросы  с расчетами, которые «выпадали» из данной формулировки, например, перечисление денег по платежному поручению через кассу банка, является ли это электронным средством платежа или нет.  Теперь спорная формулировка в Законе 54-ФЗ заменена на «прием (выплату) денег … «наличными деньгами и (или) в безналичном порядке" (ст. 1.1. Закона N 54-ФЗ).  Определение, что непосредственно относится к безналичным платежам можно «взять» из п. 1.1 Положения, утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П, где электронные средства платежа являются одним из видов безналичных платежей.

Соответственно рамки действия закона о применения контрольно-кассовой технике значительно расширились.

Для безналичных платежей в виде оплаты по банковской квитанции и платежному поручению устанавливают переходный период сроком до 01.07.2019.

Об иных поправках к 54-ФЗ приятных и не очень, о процедуре ведения дистанционной торговли и ином написано довольно много материала, поэтому в своей статье хотелось бы сконцентироваться на вопросах, возникающих у бухгалтеров организаций, у которых есть стандартные операции с физическими лицами не связанные с реализацией.

Вопросы по тому, попадают они все таки под обязанность проводить их через он-лайн кассы или нет до сих пор остаются.

Должна ли организация пробивать кассовый чек при оплате юридическому лицу с корпоративной банковской карты (которая всегда является именной и оформляется на физическое лицо) услуг или ТМЦ (т.е. по факту покупка через подотчетника)?

Если сотрудник организации  расплачивается  корпоративной картой непосредственно при приобретении  товаров (услуг), то есть предъявляет  карту агенту, то агент должен выдать  чек ККТ. Организация,  с которой заключён агентский договор, повторно чек не пробивает.

Корпоративная банковская карта - это один из видов электронных средств платежа (п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

При оплате электронными средствами платежа без его предъявления между организациями, между организацией и индивидуальным предпринимателем или между индивидуальными предпринимателями ККТ не применяется (п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).

Следовательно, если при оплате товаров, работ, услуг сотрудник организации не предъявляет корпоративную карту, то ККТ не применяется.

Если же сотрудник, осуществляя платеж, предъявляет корпоративную карту контрагенту, то ККТ применяет контрагент. На наш взгляд, у организации нет обязанности повторно по этой сумме уже у себя пробивать чек.

Должна ли организация пробивать кассовый чек при возврате займа физическому лицу (обычно учредителю)?

На сегодняшний день  при возврате займа  ККТ не применяется.

Со вступлением в силу изменений  в Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ при погашении займов, которые были получены  для оплаты товаров, работ, услуг чеки выбивать придется.  При выдаче займов будет отсрочка до 1 июля 2019 года.

Согласно п. 5 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" выдача  наличных денег  физическому  лицу в виде возврата займа проводится по расходным  кассовым ордерам.

Согласно пп. 5.1 п. 5 Указания Банка России N 3210-У в подтверждение выдачи  наличных денег учредителю выдается квитанция к расходному  кассовому ордеру.

В п. 4 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" отмечено: наличные расчеты в валюте РФ между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета. В силу п. 1 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

В силу п. 2 ст. 862 ГК РФ стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в п. 1 данной статьи.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника при осуществлении наличных денежных расчетов по возврату суммы займа   не применяется, поскольку данные операции не связаны с реализацией товаров (работ, услуг).

Это условие действует до вступления в силу изменений в Закон № 54-ФЗ.

Необходимо ли применять ККТ при возврате подотчетному лицу организации компенсации понесенных расходов за приобретенные товары, услуги, работы и иных выплатах работнику?

Вопрос состоит в том, что до вступления в силу поправок внесенных в Государственную думу в 54-ФЗ  остается открытым вопрос по расчетам с подотчетными лицами. Вопрос в том, что когда физическое лицо покупает товар или оплачивается оказанную услугу или работу для продавца неизвестен его статус, для личных нужд он приобретает или от имени юридического лица. В скором времени описанный порядок расчетов, при котором кассовый чек оформляет и продавец, и покупатель, могут изменить. ФНС собирается расширить перечень реквизитов чека. По мнению чиновников, это позволит продавцам выбивать чек с данными о покупателе, а покупателю не применять ККТ. В дополнительных реквизитах будет указан конечный покупатель и если оплата будет производиться физическим лицом, но от имени юридического лица, то кассовый чек пробивать будет только продавец, а организация возмещая потраченные денежные средства подотчетному лицу или при выплате аванса кассовый чек пробивать не обязана.

Из п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) следует, что ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов.

Пока неясно, как новое правило работает при расчетах через подотчетных лиц. Из буквального прочтения поправок следует, что подотчетному лицу при любых покупках за наличные или по банковской карте нужно применять ККТ.

Для выдачи денег под отчет и приема оставшихся сумм ККТ использовать не нужно.

В соответствии со ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа, в том числе за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.

Вышеуказанный термин "расчеты", введенный Федеральным законом от 03.07.2016              N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", связывает применение контрольно-кассовой техники с приемом денежных средств только за товары, работы и услуги.

Необходимо ли применять ККТ при выплате заработной платы и выплате по гражданско-правовым договорам физическим лицам?

Применять ККТ при выплате заработной платы не надо, т.к.   выплата заработной платы не подходит под термин «расчеты», введенный Федеральным законом от 03.07.2016              N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", связывает применение контрольно-кассовой техники с приемом денежных средств только за товары, работы и услуги.

Заработная плата не отвечает вышеуказанным требованиям, поэтому применять ККТ при выплате заработной платы не надо.

Применять ли ККТ при выплате по Гражданско-правовым договорам физическим лицам остается открытым, т.к. из буквального прочтения вышеуказанной нормы и неофициальных разъяснений представителей налоговых органов следует, что ККТ применять придется, Минфин же, в своих разъяснениях видит ситуацию по-иному. 

Аргументация такая: ККТ применяется не только при приеме, но и при выплате денежных средств за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Применять ККТ не надо в случаях указанных в ст. 2 Закона N 54-ФЗ, расчет по выплате за услуги физическим лицам по гражданско-правовым договорам там не поименованы. Таким образом, получается, что применять ККТ при выплате по гражданско-правовым договорам до дополнительных разъяснений придется.

В своем интервью советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Куковская Юлия Александровна заявила, что во всех ситуациях, когда компании (ИП) выплачивают деньги (наличными или с помощью электронных средств платежа) физлицу, включая выплаты по договорам ГПХ или аренды, они должны применить ККТ и сформировать кассовый чек с признаком расчета "расход", за исключением случаев, когда организации (ИП) освобождены от применения ККТ или когда срок перехода на новый порядок применения ККТ отсрочен до 01.07.2019. "Расходный" чек понадобится и при выплате другому юрлицу (ИП) наличных денег.

Хотя если посмотреть на данный вопрос шире и определить цель, которую преследует за собой Закон о применения контрольно-кассовой техники -  «…обеспечение интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров», т.е. по сути  исключения случаев неконтролируемых денежных потоков, то выплата вознаграждений физическим лицам по гражданско-правовым договорам контролируется давно иными способами. В частности, уплатой налоговыми агентами налога на доходы физических лиц по данным перечислениям, уплатой страховых взносов, а так же предоставлением отчетности налоговых агентами в налоговые и внебюджетные фонды. Необходимости в дополнительном контроле по сути нет. Но т.к. данная позиция спорная и требует доказательств в суде, то принимать ее за неоспоримый факт рисковано.

А вот Заместитель директора Департамента В.В.САШИЧЕВ в Письме Минфина России от 25.07.2018 N 03-01-15/52265 приводит аргументы в пользу того, что не надо применять ККТ при таких расчетах.

«Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона N 54-ФЗ, ККТ применяется, в частности, лицом, которое оказывает услуги и которое формирует и передает (направляет) кассовый чек клиенту.

При заключении организацией (индивидуальным предпринимателем) договора гражданско-правового характера с физическим лицом на оказываемые им в пользу такой организации (индивидуального предпринимателя) услуги и последующей выплате денежных средств физическому лицу клиентом будет являться сама организация (индивидуальный предприниматель). В данном случае услуги оказывает физическое лицо, однако ввиду положения пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ применяется исключительно организациями и индивидуальными предпринимателями.

Учитывая изложенное, при осуществлении организацией (индивидуальным предпринимателем) выплаты денежных средств физическому лицу в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера применение ККТ и выдача кассового чека не производятся».  

Если сам Минфин с налоговой еще не договорились о своей позиции по поводу применения  ККТ при выплатах физическим лицам по ГПД, то нам остается только ждать, либо проявить инициативу и подстраховать себя, послав собственный запрос.           

Никто не запрещает, а более того мы настоятельно рекомендуем, получить официальные разъяснения территориального налогового органа по месту регистрации юридического лица по данному вопросу. Позиция налоговых органов со времен интервью советника государственной гражданской службы РФ 2 класса Куковской Юлии Александровны могла измениться, да и вообще может быть отличная от представленной в интервью и основываться либо на своих аргументах, либо на позиции Минфин, а письменный ответ лично на ваш запрос будет лишней гарантией в случае возникновения споров.

Еще по теме

Путеводитель

Применение ККТ

Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться
Обратная связь