12 мая 2015

Платежный терминал: так ли он необходим?

Тематика: 
Платежный терминал: так ли он необходим?

В прошлом году появилась новая обязанность принимать платежи у потребителей с помощью пластиковых карт. Неисполнение указанной обязанности с 01.01.2015 года может закончиться наложением достаточно существенного штрафа: до 50 тысяч рублей для юридических лиц и до 30 тысяч рублей для должностных лиц.

Давайте разберемся, кому надо подключать оборудование, позволяющее принимать оплату посредством банковских карт.


 

Закон РФ «О защите прав потребителей» с 5 мая 2014 года пополнился статьей 16.1. Согласно указанной норме, продавцы и исполнители обязаны обеспечить возможность оплаты товаров, работ и услуг путем использования национальных платежных инструментов (п. 1 ст. 16.1. Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»). При этом под исполнителем понимается организация или предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. А под продавцом – те же лица, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи (Преамбула Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Обязанность принимать оплату путем использования национальных платежных инструментов предусмотрена не для всех продавцов и исполнителей. А только для крупных игроков на рынке. Не исполняют вышеописанную обязанность те предприниматели, выручка которых без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) которых за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для микропредприятий. Поэтому в 2015 году надо анализировать вышеперечисленные показатели 2014 года.

Формулировка нормы говорит о том, что хотя бы один из указанных показателей (выручка или стоимость активов) не должен превышать предельные значения.

В данный момент Правительством РФ не установлены для микропредприятий предельные значения балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов). Зато установлены предельные значения выручки для микропредприятий (Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). Для микропредприятий с 2013 года выручка без учета НДС не должна превышать 60 млн рублей.

То есть на данный момент установлен только один из критериев, после превышения которого наступают последствия в виде необходимости использования национальных платежных инструментов.

При этом согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» указано, что категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием. Но данные нормы, на наш взгляд, не должны применяться, так как в ст. 16.1. Закона «О защите прав потребителей» сделана отсылка не к нормам Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. А к предельным значениям, установленным Правительством РФ. Также отметим, что иные критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (например, средняя численность работников) не могут применяться. Ведь в ст. 16.1. закона РФ «О защите прав потребителей содержится отсылка именно к предельным значениям, установленным Правительством РФ для микропредприятий. А не к критериям субъектов малого предпринимательства согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Таким образом, если в 2014 году выручка без НДС у компании или предпринимателя не превышает 60 млн рублей, то нет необходимости подключать оборудование, позволяющее принимать оплату посредством банковских карт.

При превышении этого показателя компании поставлены перед выбором: подключить оборудование или платить штрафы.

Обратите внимание, что затраты на установку платежного терминала (расходы на эквайринг) можно и нужно учесть в расходах по налогу на прибыль. Кроме того, продавцу нужно помнить, что при оплате товаров (работ, услуг) с использованием банковских карт продавец по-прежнему должен выдавать кассовый чек покупателю (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», письмо Минфина России от 10.12.10 № 03-01-15/9-255).

 

Вполне возможно, что найдутся смельчаки, которые заявят о правовой неопределенности нормы ст. 16.1. Закона РФ «О защите прав потребителей». Для этого есть целый ряд причин.

Во-первых, анализируемые положения закона обязывают принимать платежи именно с применением национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. А не с использованием карт международных платежных систем: Visa International и MasterCard Worldwide.

Под национальными платежными инструментами понимаются платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками национальной системы платежных карт (НСПК) в соответствии с правилами НСПК (ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Таким образом, исходя из ст. 16.1. Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец должен иметь оборудование, позволяющее принимать оплату именно национальными платежными картами. Таким образом, карты международных платежных систем не являются национальными платежными инструментами.

Но национальная система платежных карт в настоящее время (на дату публикации) не действует, национальные платежные карты не созданы. Законность привлечения продавца к ответственности за непредставление возможности расчетов посредством использования иной, кроме национальной платежной системы, весьма сомнительна.

Кроме того, в п. 4 ст. 14.8. КоАП РФ также речь идет о неисполнении обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. Об иностранных платежных системах нет ни слова ни в Законе РФ «О защите прав потребителей», ни в КоАП РФ.

В связи с отсутствием НСПК, вины продавца в неиспользовании НСПК не будет. А при отсутствии вины не может быть и административной ответственности (ст. 1.5. КоАП РФ, п. 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Но после того как НСПК начнет работать, привлечь к ответственности по п. 4 ст. 14.8. КоАП РФ будет можно.

Отметим, однако, что Роспотребнадзор выпустил Информацию от 01.01.2015 года, из анализа которой следует, что даже при отсутствии НСПК будут иметь место попытки со стороны Роспотребнадзора привлечения продавцов к административной ответственности по п. 4 ст. 14.8. КоАП РФ в связи с отсутствием платежного терминала, позволяющего принимать платежи от потребителей с использованием банковских карт международных платежных систем.

Во-вторых, у новеллы Закона РФ «О защите прав потребителей» есть еще одно слабое место в том случае, когда предприниматель применяет ЕНВД. Тогда непонятно, как такому предпринимателю определять выручку, а также какими документами он должен подтверждать размер выручки и отсутствие превышения предельных показателей для обоснования освобождения от применения расчетов с использованием платежной системы. Ведь «вмененщики» не ведут бухгалтерский учет. И, следовательно, выручку от реализации на счетах бухгалтерского учета и (или) в бухгалтерской отчетности они не отражают (подп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Для применяющего ЕНВД важна лишь величина вмененного дохода, зависящего от физического показателя (ст. 346.29 НК РФ). Вмененный доход и физические показатели не зависят от размера фактически получаемого дохода (выручки), либо получаемой прибыли. Следовательно, при ЕНВД выручка не в налоговом учете не фиксируется.

Кроме того, предприниматели, применяющие «вмененку», не обязаны вести кассовую книгу (п. 4.6 Указания Банка России от 11.03.14 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»). При этом ведение кассовой книги не означает достоверность сведений о выручке. Ведь в кассовой книге фиксируются только поступление и выдача наличных денег, но не безналичные расчеты.

А также все «вмененщики» вправе не применять контрольно-кассовую технику (п. 2.1. ст. 2 Федерального закона 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

 Поэтому у применяющих ЕНВД индивидуальных предпринимателей выручка не фиксируется ни в документах бухгалтерского учета (за их отсутствием), ни в документах налогового учета, ни в документах учета кассовых операций. У организаций на «вмененке» также кассовая книга не является достоверной информацией обо всей выручке компании.

При этом лица, применяющие «вмененку», как правило, представители микробизнеса. А освобождение по ст. 16.1. Закона РФ «О защите прав потребителей» по духу закона должно быть направленно именно на эту категорию предпринимателей. Получается, в целях обоснования освобождения от применения расчетов с использованием платежной системы применяющих ЕНВД вынуждают вести в том или ином виде учет выручки. То есть, по сути, навязывается не предусмотренная законодательством обязанность вести бухгалтерский учет.

Мне полезно 2

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!