7 декабря 2018

Памятка юристу: что изменится в законодательстве в 2019 году

Тематика: 

В конце года по традиции принимается множество новых законов, по которым специалистам предстоит работать после новогодних праздников. 2018 год не стал исключением: стартовала процессуальная реформа, готовятся изменения в жилищном законодательстве, сфере закупок и строительства… Чтобы январь не начался с потрясений, проанализируем ключевые изменения законодательства заранее.

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РЕФОРМА

Процессуальная реформа – наиболее важное изменение законодательства для юристов в 2019 году. В ноябре 2018 года был принят Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Дата вступления в силу данного закона точно не определена. Согласно статье 21 закона, вступление в силу приурочено к дате начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Решение о начале деятельности новых кассационных и апелляционных судов должен принять Пленум Верховного суда не позднее 1 октября 2019 года. Для принятия соответствующего решения требуется, чтобы на должности было назначено не менее половины установленной численности судей.

В системе судов общей юрисдикции установлено создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов. Для каждого из них определены территории апелляционных и кассационных округов. В частности, пересмотр судебных актов, принятых судами Ленинградской области и города Санкт-Петербурга будет осуществлять Третий кассационный суд общей юрисдикции. А судом апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты Ленинградского областного суда и Санкт-Петербургского городского суда назначен Второй апелляционный суд общей юрисдикции.

Диплом юриста обязателен

В рамках реформы было реализовано активно обсуждаемое требование к наличию специального образования для представления интересов в гражданском или арбитражном процессе. Теперь осуществлять такое представительство смогут только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. Таким образом, представители (за исключением адвокатов) должны будут подтверждать не только свои полномочия, но и наличие образования.

Исключение сделано для законных представителей, патентных поверенных, арбитражных управляющих, профессиональные союзы и иных лиц, перечень которых оставлен открытым. В гражданском процессе из-под действия этого изменения вывели дела, рассматриваемые мировыми и районными судами.

Подведомственность заменили на «подсудность»

Для юридической науки имеет значение уход от термина «подведомственность» и замена его на «подсудность». Также термин «подведомственность» в ряде нормативных актов заменен на термин «компетенция». Примером может служить Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В случае ошибочной подачи иска не по подсудности в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, дело должно будет перенаправлено в нужный суд на основании вынесенного определения.

Иски подорожали

Увеличивается цена иска, при которой возможно рассмотрение иска в арбитражном процессе в порядке упрощенного производства. Для юридических лиц максимальная цена будет составлять 800 тысяч рублей, для ИП – 400 тысяч рублей.  Также увеличивается до 500 тысяч рублей цена требований, при которой может быть получен судебный приказ, если:

  • требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются;
  • требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.

Новые процессуальные сроки

Изменяются процессуальные сроки. Заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде может быть подано в течение трех месяцев со дня вступления в силу последнего судебного акта по итогам рассмотрения дела по существу. ГПК и КАС дополняются статьями 103.1 и 114.1 соответственно, в которых установлен тот же срок. Увеличиваются сроки рассмотрения дела по существу в арбитражном суде первой инстанции с трех до шести месяцев. Этот срок может продлеваться до девяти месяцев. На ознакомление с аудиозаписью и протоколами судебного заседания и представление замечаний относительно их полноты и правильности будет даваться пять дней. А вот срок на направление копий определения о принятии апелляционной жалобы лицам, участвующим в деле, сокращен. Теперь копии определений будут направляться на позднее следующего дня после принятия определения.

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

С 1 января вступает в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Собственники садовых или огородных земельных участков для ведения деятельности для собственных нужд смогут создавать только садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. В новом законе подробно урегулирован процесс создания, реорганизации и ликвидации товариществ, определены их цели, органы управления, особенности членства. Для собственников земельных участков, не вступивших в товарищества, установлен порядок пользования общим имуществом товарищества. Граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность самостоятельно, в собственных интересах, их деятельность регулируется гражданским и земельным законодательством.

Для уже действующих некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу данного закона, срочной реорганизации или изменения учредительных документов не требуется. Допускается осуществить все необходимые корректировки при первом внесении изменений в учредительные документы.

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК

С 1 января 2019 года вступают в силу изменения законодательства о контрактной системе, введенные Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в соответствии с требованиями новой статьи 24.2 настоящего Федерального закона. Регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок. Регистрация участника закупки в единой информационной системе и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года. Зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке участник закупки вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на площадке.

В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения заказчик вправе осуществить закупки на общих основаниях. Такое же право появляется у заказчика, если все заявки или окончательные предложения были отклонены.

С 1 января 2019 года также вступают в силу требования к операторам электронных площадок и операторам специализированных электронных площадок. Установлен порядок их взаимодействия с ЕИС иными информационными системами, требования к мерам защиты информации на площадках. Устанавливается обязанность оператора проходить процедуру аттестации площадки с получением аттестата соответствия. Это закреплено в Постановлении Правительства РФ от 08.06.2018 N 656.

СТРОИТЕЛЬСТВО

С 1 января 2019 года вступают в силу изменения в области градостроительной деятельности, установленные Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Появится понятие «некапитальные строения, сооружения» - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Градостроительный кодекс дополняется нормами об использовании земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

С 1 июля 2019 года вступает в силу норма о составе проектной документации, в которую включается пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, проект организации строительства объектов капитального строительства, требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства и сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи и с учетом определенных законом особенностей.

Сведения об объекте капитального строительства в задании застройщика или технического заказчика на проектирование и в проектной документации подлежат указанию в соответствии с классификатором объектов капитального строительства.

Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, а также по собственной инициативе застройщика или технического заказчика.

С 01.01.2019 года вступает в силу новая статья КоАП РФ 9.5.2. Нарушение сроков направления документов, материалов или сведений о них для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Данная статья введена Федеральным законом от 12.11.2018 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". За указанное нарушение предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

 

ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

С 1 января вступают в силу изменения, принятые Федеральным законом от 29.07.2018 N 226-ФЗ "О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации".

Субъектам РФ дано право предоставлять компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2018 N 2490-р «Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы» утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов. Для Ленинградской области установлен средний индекс на первое полугодие 2019 года - 1,7, на второе – 2. Для г. Санкт-Петербург – 1,7 и 4,5 соответственно.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

С 1 января 2019 года вступает в силу ряд положений об охране окружающей среды, введенных Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, введены понятия:

  • временно разрешенные выбросы - объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности.
  • временно разрешенные сбросы - объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ в сточных водах, разрешенные для сброса в водные объекты на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности.

При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Установлены основы нормирования в области охраны окружающей среды, нормативы качества и допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы и технические нормативы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

Устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При этом нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются самостоятельно юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий. Для юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность на объектах I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения.

Установлены особенности определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, также требования к таким выбросам.

Еще по теме

Обзор

Президент подписал закон о процессуальной реформе

 

 
Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться
Обратная связь