28 марта 2016

Ответственность за нарушение миграционного законодательства. Обзор судебной практики 2015 года

Ответственность за нарушение миграционного законодательства. Обзор судебной практики 2015 года

При заключении трудового договора с иностранным работником перед работодателем встает вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы не нарушить закон, когда уже все документы иностранца проверены и договор с ним подписан?

Необходимо выполнить требование двух норм двух основных законов, регулирующих законность пребывания и трудовой деятельности на территории РФ. Это п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Обе эти нормы предписывают уведомить орган миграционного учета по установленным Приказами ФМС России формам о заключении трудового договора с иностранным работником и о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. О том, что с иностранцем заключен трудовой договор, не важно, срочный или бессрочный, либо договор гражданско-правового характера (как правило, это договор подряда или договор об оказании услуг), необходимо в трехдневный срок направить уведомление в федеральную миграционную службу по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147. Такое же уведомление необходимо направить и при расторжении (прекращении) договора с иностранцем. Важно не забывать это сделать. Игнорировать эту обязанность нельзя, поскольку за ее неисполнение установлена серьезная административная ответственность ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. С учетом ч. 4 данной нормы для работодателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде повышенных сумм штрафа от 35 до 70 тысяч рублей для должностных и от 400 тысяч до 1 (одного) миллиона рублей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Анализ судебной практики показывает, что миграционная служба довольно часто проводит проверки работодателей и привлекает их к ответственности за то, что они не направляют уведомление своевременно, либо не делают этого вообще, а так же не соблюдают нормативно установленную форму такого уведомления.

Так Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.11.2015 N Ф04-25938/2015 по делу N А27-7156/2015 судом в удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении общества к ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ было отказано в связи с тем, что уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином направлено в миграционную службу не по утвержденной форме.

А вот положительный пример. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 N 13АП-20319/2015 по делу N А21-1732/2015 Постановление о привлечении к ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ отменено, поскольку юридическое лицо представило доказательства своевременного уведомления миграционного органа о заключении с иностранным гражданином трудового договора.

В поддержку положительной для работодателя судебной практики хочется привести решение арбитражного суда Северо-Западного округа, принятое в 2015 году, в связи с недавно заданным нам вопросом, нужно ли уведомлять миграционную службу о заключении трудового договора с иностранцем, если договор с ним подписан, а он поработал два дня и больше не появился?

Я бы рекомендовала уведомить в данном случае миграционную службу как о заключении договора, так и о его расторжении, поскольку договор заключен и должен быть расторгнут, а следовательно, требование закона необходимо исполнить.

Но вот Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2014 г. по делу N А56-13130/2014 рассмотрен один частный случай и отменено постановление Отдела Управления Федеральной миграционной службы по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе города Санкт-Петербурга о привлечении к ответственности юридического лица по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за нарушение ч. 3 данной нормы, то есть за неуведомление уполномоченного органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина. Арбитражным судом Северо-Западного округа от 09.02.2015 N Ф07-1420/2014. Требование истца об отмене постановления, вынесенного в отношении него, было удовлетворено, поскольку проверка проводилась на третий рабочий день после принятия иностранного гражданина на работу, когда срок уведомления уполномоченного органа не истек, а после проверки иностранный гражданин не возвратился на рабочее место и невозможно установить, что у общества в день проведения проверки и позднее была возможность исполнить обязанность по уведомлению.

В любом случае, требование закона лучше исполнить, чем не исполнять. Причем, хочется заметить, что обязанность по уведомлению органа миграционного учета исполнить не сложно и при заключении договора с иностранным работником направить такое уведомление нужно только один раз.

Нас нередко спрашивают, нужно ли направлять такое уведомление еще раз тогда, когда изначально трудовой договор с иностранным работником был заключен как срочный, а затем по соглашению сторон он стал бессрочным?

Нет, не нужно. И это также подтверждает судебная практика. Хотя свежего решения суда по этому поводу нет, посмотрите Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2011 по делу N А56-48609/2010.

Итак, мы рассмотрели требование Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Теперь поговорим о втором уведомлении, которое предписывает направить в миграционную службу Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Его обязана направить принимающая сторона. Юридическое лицо, которое заключает договор с иностранным работником согласно п. 4 и п. 7 ч. 1 ст. 2 данного Закона является для него принимающей стороной. В течение семи рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания принимающая сторона обязана, согласно ч. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ, подать в миграционную службу уведомление, форма которого утверждена Приложением N 2 к Приказу ФМС России от 23.09.2010 N 287. Как и когда нужно уведомлять орган миграционного учета, предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Нас часто спрашивают – с какой даты необходимо считать семидневный срок?

Его нужно отсчитывать со дня оформления и подписания с иностранным работником трудового договора или иного договора на выполнение работ.

Какую ответственность несет работодатель за неисполнение или просрочку исполнения данной обязанности?

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей, а на юридических лиц от 400 до 500 тысяч рублей.

Как суды относятся к данному правонарушению, видно из нижеприведенной судебной практики.

Так в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 N 15АП-9956/2015 по делу N А32-34557/2014 суд разъяснил, что объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.9 КоАП РФ, выступают общественные отношения, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах Российской Федерации, изменения места их жительства. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 N 07АП-5807/2015 по делу N А03-217/2015 суд указал, что допущенное предпринимателем правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, не является малозначительным. При этом суд разъяснил, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации. Указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области миграционного учета, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в том числе гостиниц, оказывающих иностранным гражданам услуги по проживанию.

Частым является вопрос, следует ли работодателю направлять рассматриваемое уведомление, если иностранец уже был поставлен на учет другим работодателем и у него есть отрывная часть уведомления о постановке на учет по прежнему месту работы?

 Да, иностранца нужно поставить на учет заново. В такой ситуации отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту работы следует взять у работника и передать ее вместе с уведомлением о прибытии иностранца в отделение ФМС России. Это следует и абз. 14 пп. «а» п. 23, абз. 2 п. 26 вышеупомянутого Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9. В уведомлении нужно указать прежнее место пребывания иностранного работника на основании данных корешка уведомления (п. п. 23, 26 и 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9).

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 N 13АП-12930/2015 по делу N А21-1298/2015 оставлено в силе решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.04.2015 по делу N А21-1298/2015. Суд указал, что несообщение работодателем иностранного гражданина органу миграционного контроля сведений об изменении цели въезда гражданина, сроков его пребывания и наличии трудового договора является основанием для привлечения работодателя как принимающей стороны к ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ. Согласно пункту 2 части 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ в случае, если иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации, уведомление о его прибытии в место пребывания должно быть представлено принимающей стороной в орган миграционного учета не позднее семи рабочих дней.

Таким образом, судебная практика прошлого, 2015-го, года показывает, что привлекая иностранных работников, работодатель должен помнить, что соблюдение требований двух основных законов, регулирующих законность пребывания и трудовой деятельности иностранцев на территории РФ, исключит для него риск быть привлеченным к административной ответственности, влекущей очень серьезные штрафы, которые способны поставить под угрозу финансовое благополучие организации.

Мы подготовили для вас подборку из системы Консультант Плюс, которую Вы можете получить бесплатно.


Получить подборку Заполните форму
и подборка будет выслана на указанный email.

Бесплатно
Подборка предоставляется бесплатно, и не требует никаких дополнительных оплат

Просто
Подборка после установки работает на любом компьютере

Лучше не найти
В подборке полная информация по теме в удобном интерфейсе

Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!