28 марта 2016

Ответственность за нарушение миграционного законодательства. Обзор судебной практики 2015 года

Ответственность за нарушение миграционного законодательства. Обзор судебной практики 2015 года

При заключении трудового договора с иностранным работником перед работодателем встает вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы не нарушить закон, когда уже все документы иностранца проверены и договор с ним подписан?

Необходимо выполнить требование двух норм двух основных законов, регулирующих законность пребывания и трудовой деятельности на территории РФ. Это п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Обе эти нормы предписывают уведомить орган миграционного учета по установленным Приказами ФМС России формам о заключении трудового договора с иностранным работником и о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. О том, что с иностранцем заключен трудовой договор, не важно, срочный или бессрочный, либо договор гражданско-правового характера (как правило, это договор подряда или договор об оказании услуг), необходимо в трехдневный срок направить уведомление в федеральную миграционную службу по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147. Такое же уведомление необходимо направить и при расторжении (прекращении) договора с иностранцем. Важно не забывать это сделать. Игнорировать эту обязанность нельзя, поскольку за ее неисполнение установлена серьезная административная ответственность ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. С учетом ч. 4 данной нормы для работодателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде повышенных сумм штрафа от 35 до 70 тысяч рублей для должностных и от 400 тысяч до 1 (одного) миллиона рублей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Анализ судебной практики показывает, что миграционная служба довольно часто проводит проверки работодателей и привлекает их к ответственности за то, что они не направляют уведомление своевременно, либо не делают этого вообще, а так же не соблюдают нормативно установленную форму такого уведомления.

Так Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.11.2015 N Ф04-25938/2015 по делу N А27-7156/2015 судом в удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении общества к ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ было отказано в связи с тем, что уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином направлено в миграционную службу не по утвержденной форме.

А вот положительный пример. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 N 13АП-20319/2015 по делу N А21-1732/2015 Постановление о привлечении к ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ отменено, поскольку юридическое лицо представило доказательства своевременного уведомления миграционного органа о заключении с иностранным гражданином трудового договора.

В поддержку положительной для работодателя судебной практики хочется привести решение арбитражного суда Северо-Западного округа, принятое в 2015 году, в связи с недавно заданным нам вопросом, нужно ли уведомлять миграционную службу о заключении трудового договора с иностранцем, если договор с ним подписан, а он поработал два дня и больше не появился?

Я бы рекомендовала уведомить в данном случае миграционную службу как о заключении договора, так и о его расторжении, поскольку договор заключен и должен быть расторгнут, а следовательно, требование закона необходимо исполнить.

Но вот Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2014 г. по делу N А56-13130/2014 рассмотрен один частный случай и отменено постановление Отдела Управления Федеральной миграционной службы по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинском районе города Санкт-Петербурга о привлечении к ответственности юридического лица по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за нарушение ч. 3 данной нормы, то есть за неуведомление уполномоченного органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина. Арбитражным судом Северо-Западного округа от 09.02.2015 N Ф07-1420/2014. Требование истца об отмене постановления, вынесенного в отношении него, было удовлетворено, поскольку проверка проводилась на третий рабочий день после принятия иностранного гражданина на работу, когда срок уведомления уполномоченного органа не истек, а после проверки иностранный гражданин не возвратился на рабочее место и невозможно установить, что у общества в день проведения проверки и позднее была возможность исполнить обязанность по уведомлению.

В любом случае, требование закона лучше исполнить, чем не исполнять. Причем, хочется заметить, что обязанность по уведомлению органа миграционного учета исполнить не сложно и при заключении договора с иностранным работником направить такое уведомление нужно только один раз.

Нас нередко спрашивают, нужно ли направлять такое уведомление еще раз тогда, когда изначально трудовой договор с иностранным работником был заключен как срочный, а затем по соглашению сторон он стал бессрочным?

Нет, не нужно. И это также подтверждает судебная практика. Хотя свежего решения суда по этому поводу нет, посмотрите Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2011 по делу N А56-48609/2010.

Итак, мы рассмотрели требование Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Теперь поговорим о втором уведомлении, которое предписывает направить в миграционную службу Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Его обязана направить принимающая сторона. Юридическое лицо, которое заключает договор с иностранным работником согласно п. 4 и п. 7 ч. 1 ст. 2 данного Закона является для него принимающей стороной. В течение семи рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания принимающая сторона обязана, согласно ч. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ, подать в миграционную службу уведомление, форма которого утверждена Приложением N 2 к Приказу ФМС России от 23.09.2010 N 287. Как и когда нужно уведомлять орган миграционного учета, предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Нас часто спрашивают – с какой даты необходимо считать семидневный срок?

Его нужно отсчитывать со дня оформления и подписания с иностранным работником трудового договора или иного договора на выполнение работ.

Какую ответственность несет работодатель за неисполнение или просрочку исполнения данной обязанности?

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей, а на юридических лиц от 400 до 500 тысяч рублей.

Как суды относятся к данному правонарушению, видно из нижеприведенной судебной практики.

Так в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 N 15АП-9956/2015 по делу N А32-34557/2014 суд разъяснил, что объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.9 КоАП РФ, выступают общественные отношения, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах Российской Федерации, изменения места их жительства. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 N 07АП-5807/2015 по делу N А03-217/2015 суд указал, что допущенное предпринимателем правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, не является малозначительным. При этом суд разъяснил, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации. Указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области миграционного учета, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в том числе гостиниц, оказывающих иностранным гражданам услуги по проживанию.

Частым является вопрос, следует ли работодателю направлять рассматриваемое уведомление, если иностранец уже был поставлен на учет другим работодателем и у него есть отрывная часть уведомления о постановке на учет по прежнему месту работы?

 Да, иностранца нужно поставить на учет заново. В такой ситуации отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту работы следует взять у работника и передать ее вместе с уведомлением о прибытии иностранца в отделение ФМС России. Это следует и абз. 14 пп. «а» п. 23, абз. 2 п. 26 вышеупомянутого Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9. В уведомлении нужно указать прежнее место пребывания иностранного работника на основании данных корешка уведомления (п. п. 23, 26 и 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9).

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 N 13АП-12930/2015 по делу N А21-1298/2015 оставлено в силе решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.04.2015 по делу N А21-1298/2015. Суд указал, что несообщение работодателем иностранного гражданина органу миграционного контроля сведений об изменении цели въезда гражданина, сроков его пребывания и наличии трудового договора является основанием для привлечения работодателя как принимающей стороны к ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ. Согласно пункту 2 части 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ в случае, если иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации, уведомление о его прибытии в место пребывания должно быть представлено принимающей стороной в орган миграционного учета не позднее семи рабочих дней.

Таким образом, судебная практика прошлого, 2015-го, года показывает, что привлекая иностранных работников, работодатель должен помнить, что соблюдение требований двух основных законов, регулирующих законность пребывания и трудовой деятельности иностранцев на территории РФ, исключит для него риск быть привлеченным к административной ответственности, влекущей очень серьезные штрафы, которые способны поставить под угрозу финансовое благополучие организации.

Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!