14 мая 2018

Чего ждать от нового Бюджетного кодекса: обзор проекта

Минфин подготовил проект новой редакции Бюджетного кодекса РФ, большая часть поправок которого носит юридико-технический характер. В частности, это выражается в изменении структуры кодекса, уточнении понятий, устранении внутренних противоречий и неточностей. Далее обо всем по порядку.

Когда начнет действовать

Ожидается, что новый кодекс будут применять с 2019 года при подготовке проектов бюджетов на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов, а в части исполнения бюджетов — с 1 января 2020 года.

Как изменится структура

Основной идеей подготовки проекта является консолидация в единую систему принятых за последнее время федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения. За 17 лет их было принято более 130. Новая структура позволит не только систематизировать эти многочисленные изменения, но и сделает кодекс удобным в применении. Решено отказаться от деления кодекса на части. Будет 9 разделов и 33 главы.

Структура претерпит следующие изменения:

Кроме того, по всем разделам распределят положения о бюджетах государственных внебюджетных (социальных) фондов для их полного учета в бюджетном процессе.

Как обновится терминология

В новом кодексе закрепят определения:

Будут исключены определения некоторых понятий:

  • собственные доходы;
  • межбюджетные отношения.

Как изменятся бюджетные правоотношения

Сейчас бюджетные и автономные учреждения обладают только отдельными бюджетными правами и обязанностями. И хотя они не относятся к участникам бюджетного процесса, они активно задействованы в функционировании системы государственного и муниципального управления. В связи с этим отдельные нормы бюджетного законодательства, касающиеся деятельности бюджетных и автономных учреждений, включены в состав положений проекта, например, следующих:

Что нового в доходах и расходах

Предложен новый принцип распределения доходов бюджета, а также урегулированы вопросы зачисления в доход бюджета отдельных видов платежей (прежде всего это касается штрафов, неустоек, пеней). Такой подход позволяет:

  • определять бюджет, в который должен поступить платеж, даже если в законодательстве отсутствует норматив его распределения;
  • сократить количество потенциальных изменений в части доходов;
  • обеспечить единство в описании положений о доходах и расходах бюджетов.

Действующий Бюджетный кодекс не позволяет разграничивать виды обязательств, исходя из основания их возникновения и стадии (этапа) их исполнения. В новом кодексе уточнят, что обязательства публично-правового образования независимо от основания возникновения будут публичными.

В расходной части бюджетов предусмотрят разделение публичных обязательств на две категории:

  • нормативно-правовые обязательства, возникшие из закона или иного нормативного правового акта,
  • договорные обязательства, возникшие из соглашения сторон.
Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться
Обратная связь