Чего ждать от нового Бюджетного кодекса: обзор проекта

Минфин подготовил проект новой редакции Бюджетного кодекса РФ, большая часть поправок которого носит юридико-технический характер. В частности, это выражается в изменении структуры кодекса, уточнении понятий, устранении внутренних противоречий и неточностей. Далее обо всем по порядку.

Когда начнет действовать

Ожидается, что новый кодекс будут применять с 2019 года при подготовке проектов бюджетов на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов, а в части исполнения бюджетов — с 1 января 2020 года.

Как изменится структура

Основной идеей подготовки проекта является консолидация в единую систему принятых за последнее время федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения. За 17 лет их было принято более 130. Новая структура позволит не только систематизировать эти многочисленные изменения, но и сделает кодекс удобным в применении. Решено отказаться от деления кодекса на части. Будет 9 разделов и 33 главы.

Структура претерпит следующие изменения:

Кроме того, по всем разделам распределят положения о бюджетах государственных внебюджетных (социальных) фондов для их полного учета в бюджетном процессе.

Как обновится терминология

В новом кодексе закрепят определения:

Будут исключены определения некоторых понятий:

  • собственные доходы;
  • межбюджетные отношения.

Как изменятся бюджетные правоотношения

Сейчас бюджетные и автономные учреждения обладают только отдельными бюджетными правами и обязанностями. И хотя они не относятся к участникам бюджетного процесса, они активно задействованы в функционировании системы государственного и муниципального управления. В связи с этим отдельные нормы бюджетного законодательства, касающиеся деятельности бюджетных и автономных учреждений, включены в состав положений проекта, например, следующих:

Что нового в доходах и расходах

Предложен новый принцип распределения доходов бюджета, а также урегулированы вопросы зачисления в доход бюджета отдельных видов платежей (прежде всего это касается штрафов, неустоек, пеней). Такой подход позволяет:

  • определять бюджет, в который должен поступить платеж, даже если в законодательстве отсутствует норматив его распределения;
  • сократить количество потенциальных изменений в части доходов;
  • обеспечить единство в описании положений о доходах и расходах бюджетов.

Действующий Бюджетный кодекс не позволяет разграничивать виды обязательств, исходя из основания их возникновения и стадии (этапа) их исполнения. В новом кодексе уточнят, что обязательства публично-правового образования независимо от основания возникновения будут публичными.

В расходной части бюджетов предусмотрят разделение публичных обязательств на две категории:

  • нормативно-правовые обязательства, возникшие из закона или иного нормативного правового акта,
  • договорные обязательства, возникшие из соглашения сторон.

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Интернет-покупки: когда у покупателя появляется право собственности на товар?

13
18.07.2019

Право собственности на товар при продаже товара через интернет-магазин с условием о доставке товара покупателю...

Летние новинки в КонсультантПлюс для юристов

27610.07.2019

В июле в системе КонсультантПлюс появились новые возможности для юристов.

-
Приказ Минтруда России от 17.06.2019 N 409н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по внешнеэкономической деятельности" (Зарегистри...

Утвержден профессиональный стандарт "Специалист по внешнеэкономической деятельности".
ИБ РоссийскоеЗаконодательство
-
Приказ Минтруда России от 17.06.2019 N 412н "Об утверждении профессионального стандарта "Монтажник санитарно-технических систем и оборудования" (Зар...

Утвержден новый профессиональный стандарт для монтажников санитарно-технических систем и оборудования.
ИБ РоссийскоеЗаконодательство

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться
наверх
Обратная связь