Обзор изменений регионального законодательства | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > Изменения регионального законодательства

Изменения регионального законодательства


автор статьи, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Налог на имущество организаций

Региональное законодательство влияет, в частности, на порядок начисления, уплаты и представления отчетности по налогу на имущество организаций. Этот вопрос регулируют закон Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 и Областной закон Ленинградской области от 25.11.2003 N 98-оз.

С 1 января 2016 года в Санкт-Петербурге к числу объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, отнесены нежилые здания (строения, сооружения) площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ фактически используются одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Налоговая ставка для таких объектов в 2016 году составляет 1 процент от их кадастровой стоимости (Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2015 N 725-133).

Особое внимание предприятиям Санкт-Петербурга следует обратить на возможность применения льготы по налогу на имущество организаций. Этот вопрос регулируется Законом Санкт-Петербурга от 28.06.1995 N 81-11 «О налоговых льготах» и статьей 4-1 Закона от 26.11.2003 N 684-96.

Во-первых, с 2016 года организации смогут воспользоваться правом на льготу, предусмотренную пунктом 2 статьи 4-1 Закона № 684-96 в случае, если у них в 2015 году были капитальные вложения в объекты движимого имущества на территории Санкт-Петербурга на общую сумму не менее 50 млн рублей. Комитет финансов Санкт-Петербурга в письме от 10 ноября 2015 г. N 01-02-21889/15-0-1 разъяснил, что объекты амортизируемых основных средств, приобретенные (реконструированные, модернизированные) у взаимозависимых лиц, также, как и у лиц, не являющихся таковыми, признаются вложениями для целей применения льготы при выполнении всех законодательно установленных условий и требований.

С нового года в статью 4-1 Закона № 684-96 внесены уточнения о необходимости пересчета суммы налога в случае применения данной льготы, если организация не выполняет обязательные условия для ее предоставления (Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 887-178).

Во-вторых, с 2016 года от уплаты налога на имущество освобождены организации в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, фактически используемых ими для размещения бань и включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 22 пункта 1 статьи 4-1 Закона № 684-96, Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2015 N 745-134).

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год утвердил Комитет имущественных отношений при Правительстве Санкт-Петербурга приказом от 18.12.2015 года N 133-п (http://www.commim.spb.ru/docs/detail?doc=7568).

В отношении налога на имущество организаций Ленинградской области следует учесть изменения, внесенные законами от 27.11.2015 N 122-оз и N 124-оз в Областной закон Ленинградской области от 25.11.2003 N 98-оз. В частности, для государственных унитарных предприятий, оказывающих инженерные услуги предприятиям, осуществляющим свою хозяйственную деятельность на территории Ленинградской области, налоговая ставка на 2016 год установлена в размере 0,4 процента от среднегодовой стоимости имущества при условии выполнения иных требований пункта 3 статьи 1 Закона № 98-оз.

На 2016 год в Ленинградской области сохранено положение о том, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется только в отношении объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимости иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства (пункт 3 статьи 3 Закона № 98-оз).

Транспортный налог

Порядок начисления и уплаты транспортного налога регулируется Налоговым кодексом РФ и региональным законодательством. Это Закон Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 и Областной закон Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-оз.

С 1 января 2016 года изменены положения, касающиеся применения льгот по транспортному налогу в Санкт-Петербурге. Предусмотрены льготы для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива (статья 4-2 Закона № 487-53, Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 887-178). Обязательным условием предоставления данной льготы является превышение среднемесячной заработной платы работников организации и ее обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в налоговом периоде применения льготы, трехкратного размера минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге. С 1 января 2016 года в Санкт-Петербурге МРОТ составляет 11700 рублей («Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2016 год» от 17.11.2015).

На территории Ленинградской области льготой по транспортному налогу по-прежнему могут воспользоваться организации, перечисленные в статье 3 Закона 51-оз. С 2016 года от уплаты транспортного налога освобождаются общественные организации инвалидов, а также организации, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, и предприятия Всероссийского общества слепых, использующие в своей уставной деятельности автобусы и легковые автомобили с мощностью двигателя не более 150 лошадиных сил (Закон Ленинградской области от 27.11.2015 N 125-оз).

Владельцам транспортных средств должны быть интересны изменения, внесенные в Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» законом Санкт-Петербурга от 18.12.2015 N 833-162. Согласно нововведениям, увеличены штрафы за движение, остановку и стоянку транспортных средств на газонах, на территориях парков, садов, скверов, бульваров, на детских и спортивных площадках. Штраф для юридических лиц может составить до пятисот тысяч рублей (статья 32 Закона 273-70).

Земельный налог

С 1 января 2016 года в Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» изменения не вносились. Ставки земельного налога на территории Ленинградской области нужно смотреть по муниципальным образованиям. Например, на территории города Всеволожск с 1 января 2016 года действует Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 27.10.2015 N 75 «Об установлении земельного налога на территории МО «Город Всеволожск» на 2016 год».

Спецрежимы

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ПСН) законодатели Санкт-Петербурга и Ленинградской области подготовили и приняли ряд важных поправок. Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные с 1 января 2016 года, имеющие не более 15 наемных работников, осуществляющие социально значимые виды деятельности, могут использовать ставку налога 0 процентов, если у них УСН с объектом «доходы» (статья 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2009 N 185-36, Закон от 10.06.2015 N 329-62). Для организаций, применяющих УСН в Санкт-Петербурге, с 2016 года ничего не изменилось.

В соответствии с нормами Областного закона Ленинградской области от 12.10.2009 N 78-оз организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Ленинградской области и применяющие УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», с 1 января 2016 года должны применять ставку налога 5 процентов (Закон Ленинградской области от 20.07.2015 N 73-оз). Индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 4 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ и осуществляющие предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сфере могут применять ставку налога в размере 0 процентов для УСН с объектом «доходы» (статья 1-1 Закона 78-оз).

Индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, стоит обратить внимание на новые нормы следующих региональных законов: Закон Санкт-Петербурга от 30.10.2013 N 551-98 «О введении на территории Санкт-Петербурга патентной системы налогообложения» и Областной закон Ленинградской области от 07.11.2012 N 80-оз «О патентной системе налогообложения на территории Ленинградской области». С 1 января 2016 года для отдельных категорий предпринимателей возможно применение нулевой ставки.

Изменение норм регионального законодательства повлияет на налогообложении организаций и индивидуальных предпринимателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2016 году. Большинство нововведений направлено на поддержку и развитие бизнеса в условиях непростой экономической ситуации в стране.

#Бухгалтер #Юрист #Специалист по кадрам #Бухгалтер

В избранное PDF

Уведомления