Новые стандарты, КОСГУ, отчетность: что изменилось для бухгалтеров бюджетных организаций в 2019 году

В 2019 году бухгалтерам бюджетных организаций придется настраивать жизнь на новые правила и привыкать к большому количеству изменений в работе. Вступает в силу 5 новых федеральных стандартов, изменились статьи КОСГУ, есть новые нюансы при подготовке отчетности. Итак, обо всем по порядку.  

Новые федеральные стандарты

В 2019 вступают в силу пять очередных федеральных стандартов:

  • «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»
  • «События после отчетной даты»
  • «Влияние изменений курсов иностранных валют»
  • «Доходы»
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Этот стандарт утвержден еще в 2017 году Приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н., так что у бухгалтеров, по сути, было достаточно времени, чтобы с ним ознакомиться. Спустя восемь месяцев после утверждения Приказа 274н Минфин в Письме от 31.08.2018 N 02-06-07/62480 дополнительно направил методические рекомендации по применению положений этого стандарта. С практическими примерами, которые помогут разобраться в тонкостях его применения.        

Стандарт применяется при ведении бюджетного и бухгалтерского учета с 1 января 2019 года – т.е., начиная с отчетности за 2019 год. Его общие понятия и принципы (порядок составления, утверждения и внесения изменений в учетную политику) дублируют некоторые положения  Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Инструкции 157н, но в стандарте и методических рекомендациях они раскрыты более детально.

Смысл любых стандартов – не только дать общие инструкции о том, что делать и когда, а предоставить конкретные рекомендации и детально разъяснить, как именно это сделать.   Новый стандарт полностью отвечает этой цели и описывает конкретные рекомендации по тем действиям, которые должен предпринять бухгалтер бюджетной организации при формировании и изменении учетной политики. 

На что обратить внимание:

  • раскрыты понятия: ретроспективное и перспективное применение изменений учетной политики; оценочное значение; перспективное признание результатов изменения оценочного значения; ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • уточнено, что считается изменением в учетной политике, а что – нет;
  • формально уточнено, кто отвечает: за формирование учетной политики (главный бухгалтер или иное лицо, на которое возложена обязанность ведения бухгалтерского учета); за утверждение  учетной политики (руководитель);
  • определено, что учетная политика теперь - публичный документ, который необходимо размещать на официальном сайте;
  • если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, необходимо согласовать с учредителем учетную политику исходя из требований стандарта «Концептуальные основы»;
  • порядок исправления ошибок стандартом не изменен;
  • категория «оценочные значения» дана на откуп бухгалтеру, который сам оценивает сроки использования и иные значения, требующие оценки;
  • ежегодно формировать учетную политику не надо – ее нужно просто последовательно ежегодно применять.
Стандарт «События после отчетной даты»
Стандарт «События после отчетной даты» утвержден Приказом Минфина России от 30.12.2017 N 275н. Методические рекомендации к нему разработаны и утверждены Письмом Минфина России от 31.07.2018 N 02-06-07/55005.
Как и предыдущий стандарт, он действует с 1 января 2019 года – начиная с отчетности за 2019 год. 
В стандарте:
  • конкретизировано, что именно является событием после отчетной даты (раньше это понятие было очень неопределенным – теперь же, наконец, есть точные определения, не вызывающие вопросов и разных толкований);
  • определено, что поступление документов после отчетной даты не считается событием после отчетной даты, а это было ошибкой прошлых лет;
  • определено, как и какую информацию следует раскрывать при предоставлении отчетности (существенность информации о событии учреждение определяет самостоятельно);
  • разъяснено, как отражать в бухгалтерском учете события после отчетной даты разных видов и с разными последствиями;
  • все события после отчетной даты должны быть отражены – вне зависимости от их последствий.
Стандарт «Отчет о движении денежных средств»
Стандарт «Отчет о движении денежных средств», утвержден Приказом Минфина России от 30.12.2017 N 278н, а Письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62483 разработаны методические рекомендации по его применению.
В соответствии с пунктом 2, этот документ применяется с 1 января 2019 года, начиная с отчетности 2019 года, за исключением положений по отражению информации о производных финансовых инструментах, применяемых при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года.
Под данный стандарт Минфин выпустил методические рекомендации, в которых уточнил, что относить к тем или иным денежным потокам, как их учитывать, в каких разделах отчета (ф. 0503123, 0503723) указывать.
По своей сути и наполнению структура отчета и порядок ее заполнения, утвержденные Инструкциями N 33н и 191н, не сильно изменились. Новым будет то, что   отражение информации о денежных потоках от текущих, инвестиционных и финансовых операций необходимо отражать раздельно.
Расшифровку определений потоков стандарт приводит отдельно и подробно. 
В стандарте детально расшифровано, что относить к тем или иным денежным потокам, как их учитывать, в каких разделах отчета указывать. 
В стандарте не прописана периодичность предоставления отчета о денежных средствах, но в форме указано, что периодичность предоставления полугодовая и годовая, поэтому в первый раз сдавать отчет о движении денежных средств в соответствии с новым стандартом будем с отчетности за полугодие 2019 года. 

Стандарт «Доходы» 
Стандарт «Доходы» утвержден Приказом Минфина России от 27.02.2018 N 32н .
Действие стандарта начинается с 1 января 2019 года. Несмотря на название, стандарт применяется не для всех видов доходов: некоторые виды доходов выделены в отдельные, индивидуально для них созданные стандарты.
Когда нужно применять стандарт «Доходы»:
  • при получении или предоставлении имущества по договору аренды или договору безвозмездного пользования;
  • при продаже ОС и НМА;
  • при изменении справедливой стоимости финансовых активов и обязательств или их выбытии;
  • в иных определенных стандартом случаях.
Общее определение доходов для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности дается в стандарте «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора"». В свою очередь стандарт «Доходы» расширил и детализировал отдельные определения.
Новый стандарт:
  • изменил структуру доходов и порядок отражения информации о них в отчетности;
  • выделил две группы от обменных и необменных операций;
  • изменил порядок отражения информации о доходах в отчетности;
  • определил, что относится к доходам будущих периодов;
  • определил, что не является доходом.
Стандарт "Влияние изменений курсов иностранных валют"
Стандарт «Влияние изменений курсов иностранных валют» утвержден Приказом Минфина России от 30.05.2018 N 122н, вступает в действие с 1 января 2019 года – начиная с отчетности 2019 года.
Стандарт будет интересен тем организациям, у которых есть операции, выраженные в иностранной валюте.
Стандарт определяет:
  • ранее не раскрытый в Инструкции 157-н порядок единый переоценки рублевого эквивалента;
  • новые правила учета для некоторых операций, в частности:
  • порядок пересчета стоимости объектов учета, выраженных в иностранной валюте (теперь по курсу пересчета, определенного с учетом положений данного стандарта на дату совершения операции, а не в рублевом эквиваленте по курсу Центробанка, как было ранее);
  • порядок раскрытия информации о результатах пересчета в отчетности;
  • методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений.

Новые статьи КОСГУ

С 2019 года изменились наименования некоторых статей аналитической группы подвида доходов бюджета. Вместо отмененного Указания №65н утверждены: 

При отнесении в 2019 году расходов на КВР надо быть внимательным и учитывать изменения.

  • изменился порядок и принцип отнесения расходов и доходов по некоторым статья КОСГУ (отдельные доходы переместились из одной статьи в другую. многие перечни расходов дополнены);
  • внесены изменения в наименование КОСГУ; 
  • некоторые статьи аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов называются иначе; 
  • статьям (подстатьям) КОСГУ присваиваются коды, сформированные с применением цифр и букв;
  • для удобства применения новых КОСГУ составлена таблица соответствия старых и новых КОСГУ (Информация Минфина России от 05.02.2019); 
  • принцип отнесения операций на коды в зависимости от экономического содержания остается прежним;
  • соотнесение кодов КОСГУ и КВР осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами Минфина РФ.

Отчетность за 2018 год (формы и порядок их составления) также претерпели изменения. Эти изменения связаны с переходом на применение новых ФСБУ и касаются как самих форм отчетности, так и порядка их заполнения.  Также разработаны поправки в планы счетов и инструкции по их применению – это касается как Инструкции №157н, так и Инструкций №162н, №174н и №183н.

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Возможно ли не увольнять сотрудника, если он написал заявление?

30
15.11.2019

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если...

К чему готовиться бизнесу в ближайшие три года

33817.10.2019

В системе КонсультантПлюс подготовлен обзор представленных Минфином России направлений бюджетной и налоговой политики на период до 2022 года.

- 68702
Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1400 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 10...

Расширен состав сведений, включаемых в реестр контрактов, заключенных заказчиками
Российское законодательство
- 68702
Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1401 "О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, тре...

Утверждены типовые формы заявок на участие в электронных процедурах, проводимых в рамках контрактной системы
Российское законодательство

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться
наверх
Обратная связь.