5 февраля 2018

Новое в 44-ФЗ: обзор последних изменений законодательства о госзакупках

В конце 2017 года были приняты некоторые поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», имеющие разный период вступления в законную силу.

Основными нововведениями являются переход на обязательное проведение конкурентных закупок в электронной форме с созданием унифицированных правил заключения контракта по итогам таких процедур, а также появление единого реестра участников.

Данные изменения вступят в силу с 01.01.2019, между тем, ряд поправок вступили и вступят в силу в 2018 году.

Изменения с 31.12.2017

(внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ)

У заказчиков появляется право заключать контракт с единственным поставщиком по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, в целях получения услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Изменения с 11.01.2018

(внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ<)

  • Редакция части 11 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ предусматривает, что теперь в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем. При этом такой контракт заключается в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта.

    Однако в отличие от вышеизложенного случая, в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 Федерального закона № 44-ФЗ, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

  • Долгожданным нововведением является снятие запрета на указание товарного знака при описании объекта закупки.

    В частности, новая редакция пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ не содержит в себе указание о том, что описание объекта закупки должно носить «объективный характер», при этом допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент».

    Таким образом, если в ранее действующей редакции данной нормы допускалось указание на товарный знак с указанием «или эквивалент» только в случае, если «при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта», то в настоящее время таких ограничений не установлено.

  • Часть 4 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ в новой редакции предусматривает обязанность заказчика в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направить в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 13 части 3 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

    В данном случае устраняется существовавший ранее законодательный пробел, заключавшийся в возможности избежать уклонившемуся победителю закупок от включения в реестр недобросовестных поставщиков в случае, если следующий за ним участник также отказался от заключения контракта с заказчиком (поскольку для него это является правом, а не обязанностью). Теперь включение в реестр недобросовестных поставщиков является безусловным для уклонившегося победителя закупок.

  • Статья 99 Федерального закона № 44-ФЗ дополняется частью 15.1, и устанавливает, что жалобы, поступившие от физического лица, которое не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в отношении объекта этой закупки и права и законные интересы которого не нарушены такими действиями (бездействием), положениями этих документации, извещения, рассматриваются контрольным органом в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

    Таким образом, жалоба физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе не подлежит рассмотрению контрольным органом в сфере закупок в порядке главы 6 Федерального закона № 44-ФЗ, а будет подлежать проверке в общем порядке.

  • У заказчиков появляется право заключать контракт с единственным поставщиком по основаниям, предусмотренным Федерального закона № 44-ФЗ, в целях получения услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Изменения с 01.07.2018

(внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ)

      • Требования к участникам дополнятся еще одним: отсутствие установленных законодательством ограничений для участия в закупках (пункт 11 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

      • В качестве обязательного условия контракта становится условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, связанных с оплатой контракта, если такие платежи подлежат уплате в бюджет заказчиком.

      • Новые электронные закупки заказчики смогут осуществлять в добровольном порядке. Помимо электронного аукциона в такой форме можно будет провести открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений.

        С 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года для участия в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме, запросе котировок в электронной форме участник закупки получает аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном статьей 61 Федерального закона № 44-ФЗ.

Дополнительно обращаем внимание на вступление в силу следующих нормативно-правовых актов:

Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 № 1594 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236» (вступил в силу 01.01.2018 года): устанавливает новые правила на допуск о запрете на допуск иностранного программного обеспечения.

;Постановление Правительства РФ от 25.01.2017 № 73 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в части положений, которые вступили в силу с 01.01.2018 года): в плане-графике закупок для федеральных нужд, а также для региональных и муниципальных нужд обоснование НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком надо приводить с указанием включенных в объект закупки товаров, работ, услуг, их количества и единиц измерения (при наличии).

Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2018 года): устанавливает новые правила подготовки технического задания на закупку лекарственных препаратов.

Приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 870н «Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения» (вступил в силу с 01.01.2018 года): утверждена новая типовая форма контрактов на поставку лекарств, закупаемых после 01.01.2018 года.

Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться
Обратная связь