Новеллы законодательства в сфере банкротства: дополнительные механизмы защиты прав кредиторов

С 28.06.2017 вступят в силу изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие введение дополнительных механизмов защиты прав кредиторов в сфере привлечения к ответственности контролирующих лиц должника. Остановимся подробнее на анализе основных изменений закона.

Принципиально новое право

Принципиально новым является право заявить требование о привлечении к субсидиарной ответственности или о взыскании убытков после завершения конкурсного производства, возвращения заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве. Напомним, что ранее нормы статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не допускали подачу заявления о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства.

Кроме того, новые изменения в закон позволят подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности в течение трех лет, а не одного года со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом.

Полагаем, что поправки к закону безусловно направлены на защиту прав кредиторов и создают условия для наиболее полного, всестороннего выяснения обстоятельств по делу, а также предоставляют возможность обеспечить привлечение контролирующих лиц к ответственности даже после завершения всех процедур в рамках банкротства. И в данном случае указанная идея является абсолютно обоснованной, поскольку сами контролирующие лица не прекращают свое действие и, как следствие, завершение конкурсного производства не должно выступать препятствием к рассмотрению таких споров.

При этом Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ были созданы дополнительные механизмы, содействующие рассмотрению споров о привлечении к субсидиарной ответственности.

В частности, важно обратить внимание, что теперь в случае, если невозможно определить размер ответственности контролирующих лиц, суд после установления всех иных имеющих значение для привлечения к субсидиарной ответственности фактов выносит определение, в резолютивной части содержащее выводы о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и о приостановлении рассмотрения этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами. Аналогичная обязанность также возникает у суда апелляционной инстанции в случае отмены определения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.

То есть в отличие от ранее действующих правил до приостановления рассмотрения заявления происходит фиксация судебным актом факта наличия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника, что избавляет от необходимости доказывания указанных обстоятельств после возобновления производства по делу.

Обязанности конкурсного управляющего

Одномоментно закон возлагает обязанности и на конкурсного управляющего, указывая на необходимость определения данным лицом размера субсидиарной ответственности и внесения этих сведений в отчет о результатах проведения конкурсного производства. По итогам составления данных документов конкурсный управляющий должен выступить с ходатайством о возобновлении производства по делу. В этом случае вопрос об определении размера субсидиарной ответственности и отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства будут рассматриваться в одном судебном заседании.

Наконец, поворотной является идея о создании условий для рассмотрения вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства по правилам главы 28.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а в случае подачи заявления после возврата судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур – по правилам искового производства. Выбор способа защиты в данном случае зависит от основания привлечения контролирующего лица к субсидиарной ответственности – по пункту 2 или 4 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При этом в случае возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, кредитор, обратившийся с указанным заявлением, кредиторы в деле о банкротстве, производство по которому было прекращено, вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании в свою пользу с лиц, указанных в пунктах 13 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытков, причиненных по их вине должнику, в сумме, не превышающей размера требований такого кредитора к должнику, при наличии оснований для возмещения убытков должнику, указанных в пунктах 13 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Соответственно, введение данных положений закона позволили обеспечить возможность использования тех институтов, которые были предусмотрены в Гражданском и Арбитражном процессуальном кодексах Российской Федерации, однако применение которых было невозможно в виду отсутствия прямых норм в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Посетите образовательное мероприятие по этой теме:

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Зачем нужен сертификат СТ-1?

19
17.09.2019

При вывозе товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза сертификат о происхождении товара необходимо оформить в случае...

Кто обязан перечислять пособия на карты "Мир"

16604.09.2019

В КонсультантПлюс представлены материалы по перечислению пособий на карту «Мир».

- 68702
Приказ Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр "Об утверждении Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства" (Зарегистрировано в...

Установлен порядок расчета индексов изменения сметной стоимости строительства
Российское законодательство
-
Приказ Ространснадзора от 09.07.2019 N ВБ-575фс "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных о...

Утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по которым предусматриваетс...
ИБ РоссийскоеЗаконодательство

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться
наверх
Обратная связь.