26 апреля 2017

Контролируемые сделки - отчитываемся до 20 мая


Не позднее 20 мая 2017 года организация обязана сообщить в свою ИФНС о совершенных в течение 2016 года контролируемых сделках.

Приближение этой даты это хороший повод проверить нацеленность налогового планирования организации на контролируемые сделки и сделки между взаимозависимыми лицами, которые возникают в процессе ее финансово-хозяйственной деятельности. Если организация держит под контролем моменты, связанные с совершением и оформлением таких сделок, то это поможет избежать многих негативных моментов и финансовых потерь.

Если уведомление не представлено в срок или представлено с недостоверными сведениями, организацию в соответствии со ст. 129.4 НК РФ могут оштрафовать - на 5 000 рублей, что касается должностного лица, то его могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Таким образом, в рамках мероприятия по внутреннему налоговому планированию организация должна отслеживать наличие в своей деятельности контролируемых сделок. Это позволит избежать штрафов, а главное – повышенного внимания со стороны представителей налоговых органов.

Особое внимание требуют займы, которые выдаются в рамках контролируемых сделок.

Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ, по общему правилу,  по долговым обязательствам, в том числе по договорам займа, налогоплательщики могут признавать в расходах всю сумму начисленных процентов, установленных условиями договора займа, без нормирования.

Однако это правило действует, только если иное не установлено НК РФ.  

По долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ, если иное не установлено  ст. 269 НК РФ.

На основании п. 1.1 ст. 269 НК РФ по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с Кодексом контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, в рамках установленных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.

Таким образом, в отношении контролируемых сделок расходы в виде процентов подлежат нормированию. Организация должна учитывать данное обстоятельство, чтобы не занизить налоговую базу по налогу на прибыль к уплате.

На это в частности указывает Минфин РФ в своем Письмо Минфина от 17.02.2017 N 03-03-06/1/9126.

Направляя в налоговую инспекцию Уведомление о контролируемых сделках, организация должна быть готова к специальной налоговой проверке.

Согласно п. 2 ст. 105.17 НК РФ предусмотрено, что проверка проводится должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) о проведении проверки. Такое решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 105.16 НК РФ в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

При этом, организация должна учитывать, что в этом случае уточненное уведомление о контролируемых сделках предоставляется взамен ранее направленного уведомления.

Таким образом, решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения такого уточненного уведомления.

Об этом напоминают представители Минфина РФ в Письме Минфина РФ от 20 февраля 2017 г. N 03-12-11/1/9967 (Вопрос: О проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами при подаче уточненного уведомления о контролируемых сделках. (Письмо Минфина России от 20.02.2017 N 03-12-11/1/9967) {КонсультантПлюс}).

Много вопросов возникает в отношении сделок, которые совершены между взаимозависимыми лицами, но не являются контролируемыми сделками.

Такие сделки не подлежат такому жесткому контролю, как непосредственно контролируемые сделки. Однако осуществляя налоговое планирование, не следует упускать из вида наличие у организации таких сделок.

В настоящее время ст. ст. 20 и 40 НК РФ фактически отменены.

Согласно  ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ положения ч. 1 и ч. 2  НК РФ применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ  со дня вступления в силу указанного Федерального закона, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

При этом положения ст. ст. 20 и 40 НК РФ со дня вступления в силу указанного Федерального закона применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 НК РФ  до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

В силу п. 1 ст. 105.3 НК РФ  для целей налогового контроля все сделки подразделяются на сделки между взаимозависимыми лицами и сделки между лицами, не являющимися такими.

Если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

В таком случае сумма выручки (прибыли), которая не была получена одним из взаимозависимых лиц, включается в его налогооблагаемую базу.

Данная ситуация может возникнуть, например, при выдаче взаимозависимому лицу беспроцентного займа или займа, проценты по которому отличаются от рыночного уровня процентов.

На практике такие ситуации случаются часто. В этих случаях принципиальным является вопрос – можно ли проверять цены на предмет соответствия рыночным условиям в рамках обычных выездных и камеральных проверок или это проверяется только в рамках специальных проверок ФНС РФ?

На это вопрос ответ был дан в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

При этом судьи сделали следующие выводы:

налоговый контроль за соответствием примененных налогоплательщиком цен рыночному уровню осуществляется непосредственно Федеральной налоговой службой России согласно разд. V.1 НК РФ  и по общему правилу не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями.

В соответствии с положениями Раздел V.I НК РФ на Федеральную налоговую службу России  возложено бремя доказывания того, что примененная сторонами цена сделки не является рыночной. В этих целях именно данный орган наделен компетенцией по проведению налогового контроля в форме проверки полноты исчисления и уплаты налога в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 6 ст. 105.3 НК РФ и  п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Установив специальные процедуры проведения данного вида контроля (сроки, ограничения по количеству проверок, возможность заключения соглашения о ценообразовании, право на симметричную корректировку), НК РФ исключил из числа сделок между взаимозависимыми лицами, подлежащих контролю в порядке, предусмотренном Раздел V.I НК РФ, сделки, не соответствующие критерию контролируемых сделок, в том числе сделки, по которым объем доходов не превышает установленные ст. 105.14 НК РФ  суммовые критерии.

При этом, в силу прямого запрета, установленного в абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Таким образом, выстраивая систему налогового планирования в организации, не следует забывать контролируемых сделках и сделках между взаимозависимыми лицами. Это позволит избежать штрафов, избежать нормирования процентов по займам и уменьшить бремя налогового контроля со стороны представителей налоговых органов. 

Посетите образовательное мероприятие по этой теме:

27.11.2017
19:00-22:00
Курс
Лектор: Бачалдина Александра Алексеевна,
преподаватель, бизнес-тренер, сертифицированный тренер Microsoft, Microsoft Office Master

Мы подготовили для вас подборку из системы Консультант Плюс, которую Вы можете получить бесплатно.


Получить подборку Заполните форму
и подборка будет выслана на указанный email.

Бесплатно
Подборка предоставляется бесплатно, и не требует никаких дополнительных оплат

Просто
Подборка после установки работает на любом компьютере

Лучше не найти
В подборке полная информация по теме в удобном интерфейсе

Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!