ККТ на карантине: как применять без последствий | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > ККТ на карантине: как применять без последствий

5414 Горячая тема В избранное PDF

ККТ на карантине: как применять без последствий


автор статьи, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению журнала "Главная книга"

Применение онлайн-ККТ и в «бескоронавирусные» времена вызывало массу вопросов. Эпидемия COVID-19 добавила неразберихи. Заблокируют ли кассу, если ее не использовать больше месяца? Как выбивать чеки, если все сотрудники работают на удаленке, а ККТ осталась в офисе? Есть ли разница в сроках выдачи чека для сидящих дома на основании Указа Президента РФ и для не работающих по распоряжению руководства? Специалист ФНС, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Юлия Александровна Куковская ответит на эти вопросы.

— В связи с известными «коронавирусными» событиями многие компании и ИП полностью прекратили работу, продаж нет, а значит, применяемые ими кассовые аппараты перестали отправлять чеки операторам фискальных данных (ОФД). Пользователи переживают, что кассы автоматически заблокируются, если их не использовать более 30 дней, а чтобы этого не произошло, ККТ нужно выходить на связь с ОФД, то есть открывать/закрывать смену, не реже одного раза в месяц. Юлия Александровна, так ли это?

— Если в последний рабочий день кассу отключили после того, как была закрыта смена, все фискальные документы были переданы ОФД и пользователь ККТ получил от оператора подтверждение на каждый переданный документ, то фискальный накопитель не заблокируется, даже если касса потом будет простаивать больше месяца. Просто открывать/закрывать смену в этот период не нужно. Продолжить работать на этой кассе можно в любой момент до истечения срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе.

— То есть если пользователь выключил кассу до того, как все чеки были отправлены ОФД, то это чревато блокировкой фискального накопителя с необходимостью его замены на новый?

— Действительно, если чеки сформированы, но в течение 30 дней не переданы ОФД либо в указанный срок не получено подтверждение оператора по какому-то фискальному документу, то фискальный накопитель заблокируется и пользователю придется купить новый, поскольку блокировка с фискального накопителя уже не снимается (п. 1 ст. 4.1 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее — Закон № 54-ФЗ).

Чтобы такая ситуация не произошла, пользователю необходимо передать все фискальные документы и получить на них подтверждение оператора до истечения 30 календарных дней.

Чтобы фискальный накопитель не был заблокирован через 30 дней карантина, проверьте, что все чеки отправлены ОФД и по каждому из них есть подтверждение оператора.

— Юлия Александровна, подскажите, пожалуйста, как быть в такой ситуации. ИП на ЕНВД в связи с закрытием своего магазина на карантин подал заявление ЕНВД-4 о снятии с учета. Нужно ли ему снимать с учета ККТ, если по окончании самоизоляции предприниматель планирует снова встать на учет как плательщик ЕНВД?

— Здесь возможны два варианта. Если предприниматель подал в налоговый орган заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в связи с прекращением «вмененной» деятельности и в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении деятельности физического лица в качестве ИП, то кассу надо было снимать с регистрационного учета до внесения такой записи в ЕГРИП. Если ИП меняет режим налогообложения либо приостанавливает деятельность, ККТ снимать с учета не требуется.

— А вот еще ситуация с вмененкой. Магазин на ЕНВД закрылся на карантин, но начал работать на условиях доставки и/или самовывоза. Но такая торговля не подпадает под ЕНВД. Получается, что в чеках нельзя указывать ЕНВД и надо перенастраивать кассу?

— Да, в подобной ситуации в чеке нельзя указывать ЕНВД. Необходимо пробивать чек с такой системой налогообложения, по которой впоследствии налогоплательщик будет отчитываться и исчислять налог.

Вместе с тем обращаю внимание, что работа на условиях доставки предполагает изменения и в условиях применения ККТ, а именно применение кассы для развозной (разносной) торговли (оказания услуг, работ). При изменении данных, внесенных в карточку регистрации ККТ, необходимо перерегистрировать кассу и поменять ее настройки.

— У предпринимателя на УСН есть торговая точка в ТЦ, который сейчас из-за карантина не работает. ИП хочет организовать продажу своих товаров через соцсети из дома. Как предпринимателю пробивать чеки при переходе на дистанционную торговлю? Может ли он это делать из дома, если касса зарегистрирована по адресу ТЦ?

— Да, предприниматель может забрать онлайн-кассу домой, но ему нужно перерегистрировать ККТ в налоговом органе на домашний адрес (снимать с учета ККТ в таком случае не надо). И только тогда ИП сможет использовать эту кассу при дистанционной продаже товаров (подп. 1 п. 5.6п. 5.7 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

— Юлия Александровна, в какие сроки надо пробивать кассовые чеки, если компания (ИП) находится на карантине? К примеру, в нерабочие дни покупатель требует вернуть аванс либо клиент-физлицо перечислил на расчетный счет компании деньги за выполненные ранее работы (услуги) или же внес предоплату за товары (работы или услуги). ККТ находится в офисе, и пробить чек в момент поступления или выплаты денег возможности нет. Как быть в таком случае?

— Если компании или ИП не работают согласно Указу Президента РФ, то при дистанционных безналичных расчетах (кроме расчетов на интернет-сайте) кассовый чек можно выбить в ближайший рабочий день, следующий за днем расчета (Указы Президента от 25.03.2020 № 206от 02.04.2020 № 239от 28.04.2020 № 294п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). То есть в связи с тем, что до 11 мая все дни нерабочие, кассовый чек (обычный, а не коррекции) на поступившую оплату (или на возврат аванса) можно пробить в первый рабочий день после окончания карантина.

 Организация, которая принимает платежи от населения за жилищно-коммунальные услуги, должна работать в те дни, которые Президент РФ объявил нерабочими, однако руководство приняло решение, что сотрудники не работают. Этот факт не освобождает от необходимости пробивать по кассе безналичную оплату за услуги ЖКХ, поступившую в карантинный период от физлиц?

— Да, в таком случае при неприменении ККТ будет риск привлечения к ответственности, поскольку для тех предприятий, на которые не распространяется режим нерабочих дней, ничего с точки зрения законодательства не меняется, то есть во время карантина у них обычные рабочие дни.

— А как печатать чеки в условиях удаленной работы? Допустим, компания может приостановить деятельность на время пандемии, но она работает дистанционно. На расчетный счет организации от физического лица поступила плата за товары (работы или услуги), кассовый аппарат находится в офисе, поэтому оплату по кассе не провели. Как теперь поступить?

— Поскольку фирма продолжает работать, то на нее нерабочие дни, объявленные Указом Президента РФ, не распространяются. Значит, чек она должна пробить не позднее следующего дня после поступления денег на расчетный счет. Если компания вовремя не сформировала чек, то, чтобы избежать штрафа, по возвращении в офис ей нужно пробить кассовый чек коррекции (причем на каждый денежный расчет без чека надо сформировать свой отдельный чек коррекции, а не единый коррекционный чек на общую сумму поступлений) и сообщить в ИФНС о неприменении ККТ (п. 4 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗч. 2 ст. 14.5 КоАП РФпримечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

— Юлия Александровна, подскажите еще, пожалуйста, если организация пробила чек коррекции, но допустила в нем ошибку (например, неправильно выбрала систему налогообложения или пробила «расходный» чек вместо чека на «приход»), как это исправить?

— Ошибка в кассовом чеке коррекции исправляется в два этапа. Сначала нужно аннулировать неправильный чек коррекции. Для этого формируется новый кассовый чек коррекции, отображающий обратную операцию (то есть с противоположным признаком расчета, например «возврат прихода»), с теми же ошибочными данными, что и в первоначальном чеке коррекции, и с единственным отличием в признаке расчета. Затем следует пробить повторный кассовый чек коррекции с правильными данными.

При этом исправление кассового чека коррекции не зависит от версии формата фискальных данных (ФФД).

То есть если у компании касса с ФФД 1.05 и она, к примеру, вовремя не применила контрольно-кассовую технику и в целях освобождения от ответственности пробила кассовый чек коррекции, в котором допустила ошибку, то эта ошибка исправляется по вышеуказанной схеме (то есть сначала формируется кассовый чек коррекции на обратную операцию, а потом правильный чек коррекции).

Единственное — в корректирующем чеке версии ФФД 1.05, в отличие от версии ФФД 1.1, нет технической возможности указать реквизит «предмет расчета» со всей его структурой. Это значит, что в чеке коррекции ФФД 1.05 отсутствует товарная позиция и исправить ставку НДС, цену, количество чеком коррекции версии 1.05 нельзя.

Документ предоставлен издательством "Главная книга"

Cтатья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 10, 2020

Еще по теме

Готовое решение

Как организации перерегистрировать ККТ

#Бухгалтер #Бизнес vs Коронавирус

В избранное PDF

Уведомления