Какую кадастровую стоимость применять при расчете земельного налога и налога на имущество за 2019 год?

Только успели бухгалтеры обрадоваться новости, что движимое имущество с 2019 года не облагается налогом на имущество и вопросов по расчетам налога на имущество станет меньше, как на место хорошей новости пришла новая проблема - определение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Бухгалтеры попали в интересное положение

Поскольку Приказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 28.11.2018 N 130-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости» вступил в действие 1 января 2019 года, а информация внесена в Единый государственный реестр недвижимости только начиная с 9 января 2019 года, бухгалтеры попали в интересную ситуацию. При наличии новой, для кого-то наиболее «симпатичной» кадастровой стоимости на 2019-й год при расчете налога на имущество или земельного налога, судя по всему, придется применять кадастровую стоимость 2018 года. Так ли это?

Не вызывает сомнения, что, если кадастровая стоимость увеличилась, организациям интересней применять кадастровую стоимость 2018 года. Найдется много аргументов в пользу этого решения. Тем же, у кого сложилась обратная ситуация, хочется повернуть ее в свою пользу: кадастровую стоимость пересмотрели, пересмотрели со значительными изменениями, а это значит, что и налоговые последствия для организаций совсем другие. Переплачивать никто не хочет.

Пока ожидаем официальную позицию и разъяснения Минфина, порассуждаем о законодательных коллизиях на примере земельного налога и найдем аргументы в пользу того, что применение «новой» кадастровой стоимости при расчете имущественных налогов законно.

Аргументы «за»

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей Кодекса (Приказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 28.11.2018 № 130-п  вступает в силу 1 января 2019 года (п. 5 приказа), но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Приказ был опубликован на официальном  сайте Администрации Санкт-Петербурга (http://www.gov.spb.ru)  30 ноября 2018 года. То есть, месячный срок для вступления в силу приказа № 130-п с 1 января 2019 года  был соблюден.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.

В пункте 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости являются дополнительными сведения об объекте недвижимого имущества и вносятся в кадастр недвижимости.

При этом в законе № 218-ФЗ не  установлена обязанность ЕГРН вносить сведения о кадастровой стоимости, утверждённой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исключительно на 1 января текущего года.

На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Следовательно, располагая информацией о кадастровой стоимости, установленной нормативным  правовым  актом (приказом № 130-п), который введен в действие с соблюдением норм, установленных ст. 5 НК РФ, ЕГРН обязан представить  эти сведения в налоговые органы не позднее 15 февраля текущего года.

Другие даты обмена информацией между ЕГРН и налоговыми органами не установлены.

Информация о внесении сведений о кадастровой стоимости земельных участков в ЕГРН на 2019 год появилась после 9 января 2019 года.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Действительно, из буквального прочтения п. 1 ст. 391 НК РФ следует, что при отсутствии в ЕГРН на 1 января 2019 года сведений  о кадастровой стоимости, утвержденной  приказ № 130-п, земельный налог (авансовые платежи по налогу) на 2019 год следует исчислять  исходя из кадастровой стоимости, установленной на 1 января 2018 года.

Однако, как указано выше, данная норма НК РФ не согласуется с положениями статьи закона № 218-ФЗ, которые не  обязывают ЕГРН вносить сведения  исключительно 1 января.

Кроме того, факт внесения сведений позже 1 января, но до даты уплаты первого авансового платежа по земельному налогу не является основанием для признания недействительным Приказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 28.11.2018 N 130-п  "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости».

Согласно пункту 4 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

При этом положения, предусмотренные статьей 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 5 статьи 5 НК РФ).

В данной ситуации речь об обратной силе не идет, поскольку приказ № 130-п вводится в действие с 1 января 2019 года.

Однако данную норму можно применить к несогласованности между формулировками  п. 1 ст. 391 НК РФ, ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и пункта 4 статьи 85 НК РФ, из чего следует, что внесенные  в ЕГРН после 1 января 2019 года сведения о кадастровой стоимости правомерно могут быть применены  при расчете земельного налога (авансовых платежей по налогу) за 2019 год.

Учитывая изложенное, кадастровая стоимость, утвержденная Приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 28.11.2018 № 130-п и внесенная в ЕГРН 11 января 2019 года, может быть признана налоговой базой для исчисления земельного налога в 2019 году.


Еще по теме

   

Путеводитель по налогам

Практическое пособие по налогу на имущество организаций

Подробнее о Путеводителях по налогам смотрите в материале Где найти полную информацию по конкретному налогу? нового ресурса «Гид по возможностям КонсультантПлюс»

 

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Нужен ли приказ на удержание алиментов?

49
15.10.2019

Алименты удерживаются работодателем на основании исполнительного документа...

Процессуальная реформа: как судиться с 1 октября

4403.10.2019

С 1 октября 2019 года вступили в силу многочисленные изменения, которые затронут участников как арбитражных, так и гражданских процессов.

- 68702
Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 "Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в т...

Установлены новые требования к порядку формирования и утверждения планов-графиков закупок для госнужд
Российское законодательство
- 68702
Приказ ФСС РФ от 25.04.2019 N 231 "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации госу...

Регламентирован порядок установления ФСС РФ скидки к страховому тарифу на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Российское законодательство

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться
наверх
Обратная связь.