18 декабря 2017

Изменения трудового законодательства – 2018

Антикоррупционное законодательство 

Первое, на что следует обратить внимание, – это на изменения в сфере антикоррупционного законодательства. Помимо адресных изменений в соответствующих законодательных документах, к примеру, в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ТК РФ также вносятся изменения, согласно которым работодатель не только увольняет работника, но и обязан сведения о применении к работнику дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия включить в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Защита персональных данных 

Следующими обращают на себя внимание изменения законодательства в сфере защиты информации, в первую очередь персональных данных. Изменения в этой сфере регулирования происходят постоянно и повсеместно, следуя за изменениями технологий, изменениями мошеннических интересов, регулярно увеличивается номинал штрафных воздействий и детализируются основания таких воздействий. В наступающем году Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» особое внимание уделяет организатору распространения информации в сети Интернет, что обязывает кадровиков соответствующих организаций уже сейчас подготовить необходимые изменения в локальные нормативные акты, а может быть и в трудовые договоры определенных работников.

Зарплата 

Особо стоит выделить напоминание Роструда составных частях заработной платы, об особенностях выплаты заработной платы, об акцентированной необходимости индексировать зарплату и об отражении всех выплат и удержаний в расчетном листке. По мнению Роструда в трудовом договоре работодатели в соответствии с действующей системой оплаты труда должны указать систему оплаты труда; определить компенсационные и стимулирующие выплаты, включаемые в состав заработной платы; определить перечень видов выплат, не входящих в состав заработной платы; отразить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; предоставить возможность перечисления заработной платы на счет в банке, указанный работником. Роструд подчеркнул исключительность выплаты заработной платы в неденежной форме и необходимость регулирования данной формы выплаты не только  локальными нормативными актами, но и трудовым договором работника. Кстати, если в календарном году потребительские цены выросли, а индексации не было, работодателю грозит ответственность.

МРОТ

С 1 января 2018 года произойдет повышение минимального размера оплаты труда. Приравнять МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения планируется в два этапа. Первый этап – с 1 января 2018 года, 2 этап – с 1 января 2019 года. На первом этапе МРОТ составит 9 489 руб., что на 1 689 руб. больше, чем сейчас. На втором этапе и далее ежегодно он будет равен величине прожиточного минимума трудоспособного населения за 2 квартал предыдущего года. При этом предусмотрена ограничительная мера – МРОТ на следующий год не должен быть меньше значения, которое установили на текущий.

Проверки 

Сугубого внимания и серьезного отношения требует перестройка системы надзорных мероприятий, проводимая государством в настоящее время, в том числе и новой редакцией Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ» О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный государственный надзор в сфере труда с применением риск-ориентированного подхода осуществляется (Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права») в отношении работодателей – юридических лиц и работодателей – физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Начало их применения по отношению к конкретной организации зависит от присвоенной ей категории риска.

Помимо планового увеличения количества проверок хозяйствующих субъектов, изменяется их качество: к примеру, с 1 октября предмет плановой проверки хозяйствующих субъектов при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). Речь идет о многих видах государственного контроля (надзора), в первую очередь – осуществление федерального государственного надзора в сфере труда. На момент написания данной статьи разработано 107 проверочных листов. С проверочными листами можно ознакомится на сайте Федеральной службы по труду и занятости (https://www.rostrud.ru/). Кадровым работникам уже сейчас следует определить круг требований органов федерального государственного надзора не только в сфере труда, и актуализировать соответствующие документы по учету труда, условий трудовой деятельности и заработной платы. Хочу подчеркнуть, что в локальных актах работодателя следует отразить выполнение юридическим лицом законодательства не только в сфере трудовых отношений, но и во всех иных сферах, в которых работники выполняют соответствующие трудовые функции, подведомственные в том числе:

- федеральному государственному транспортному надзору;

- федеральному государственному контролю (надзору) в области транспортной безопасности;

- федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору;

- отдельным видам государственного контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды;

- федеральному государственному пожарному надзору;

и др.

Хотя данные изменения действуют уже большую часть уходящего года, нельзя не упомянуть об изменениях законодательства в сфере гражданской обороны. Уже в этом году работодатель обязан разработать программу вводного инструктажа по гражданской обороне, организовать и проводить его с сотрудниками в течение первого месяца их работы, составить план проведения учений и тренировок по гражданской обороне, заниматься подготовкой своих работников в области гражданской обороны, разработав программы обучения, создав и поддерживая в рабочем состоянии учебно-материальную базу. Учитывая масштабность данных изменений, их следует отразить не только в тематических локальных нормативных актах, но и в правилах внутреннего трудового договора, и в трудовых договорах работников. За невыполнение требований и непроведение мероприятий в области гражданской обороны установлена административная ответственность в виде штрафа от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Судебная практика 

Завершая обзор изменений трудового законодательства следует рассмотреть судебную практику, в первую очередь практику Верховного суда РФ, одним из важнейших для нас решений которого является решение, определившее процедуру оспаривания предписания инспекции труда по КАС РФ. Таким же знаковым для превентивного документирования деятельности в предстоящем году является определение Верховного суда РФ от 25 сентября 2017 г. N 66-КГ17-10, сформулировавшим отличительные признаки, которые помогут организации решить, какой договор (трудовой или гражданско-правовой) заключить с физлицом для выполнения работы, а также отстоять свою позицию в трудовом споре.

Стандарты

Внося изменения в документы трудовых отношений, следует учитывать требования Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», предписывающие многим работодателям при разработке стандарта организации – документа по стандартизации, утверждаемого юридическим лицом для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, – реализовывать требования соответствующего стандарта, к примеру, вступающего в силу 01 июля 2018 года «ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) и заменяющего уже ставший «родным» «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Продолжая тему документирования, обращаю отдельное внимание на изменения Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в 2017 году было внесено более 20 правок), которые следует учитывать, документируя трудовую деятельность, в том числе и при составлении номенклатуры дел организации.

Надеюсь, разнообразие и значимость рассмотренных изменений убедят вас в необходимости руководствоваться не только Трудовым кодексом (84 редакция), но и учитывать другие правовые акты, касающиеся особенностей выполнения трудовой деятельности человеком, который принимает участие в создании продукта (результата) организации, выплачивающей налоги со всеми вытекающими последствиями.

Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!