21 сентября 2015

Готовимся к годовой инвентаризации

Готовимся к годовой инвентаризации

Прежде всего, следует определиться со сроками проведения инвентаризации. Проверить данные по товарам, сырью, материалам, незавершенному производству, основным средствам и прочим ценностям нужно до конца 2015 года. Как правило, организации не откладывают эту процедуру на последний момент и проводят контрольные мероприятия весь 4 квартал (п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»). Инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года. Остатки по расчетным счетам и в кассе организации проверяют на 31 декабря.

Кроме того, при проведении годовой инвентаризации требуется проверять дебиторскую и кредиторскую задолженность. Желательно это сделать по состоянию на 31 декабря, чтобы достоверно определить просроченную задолженность и задолженность с истекшим сроком давности. Можно провести сверку не со всеми партнерами.

После определения сроков издается приказ о проведении инвентаризации и назначении инвентаризационной комиссии (п. 2.3 Приказа Минфина N 49). Для этого документа предусмотрена форма N ИНВ-22 (Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 г. N 88), но допускается оформление документа в произвольной форме. Например, критерии, по которым будут отобраны контрагенты для инвентаризации, организация определяет самостоятельно. Может быть издан приказ о проведении сверки расчетов с наиболее крупными поставщиками и покупателями, или с самыми активными из них, или с самыми проблемными.

Обратите внимание на документы для оформления инвентаризации и ее результатов. Унифицированные формы документов в данном случае утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88. Но если они вам не подходят, можно заполнять собственные, утвердив применение самостоятельно разработанных форм приказом руководителя. Что касается сверки расчетов, акты с контрагентами составляются в произвольной форме. Обратите внимание, что подписывать акт сверки может главный бухгалтер или бухгалтер данного участка, но юридической силы такой документ иметь не будет, если на работника бухгалтерии не оформлена доверенность (Определение ВАС РФ от 21.08.2013 N ВАС-11147/13).

Инвентаризацию расчетов с бюджетом и фондами можно проводить на основании справок, выданных налоговым органом и внебюджетными фондами. Сверка с налоговой оформляется справкой по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.06.2015 N ММВ-7-17/227@. Форма акта совместной сверки расчетов с ФСС РФ утверждена Приказом ФСС РФ от 17.02.2015 N 49, форма акта сверки с Пенсионным Фондом утверждена Приказом Минтруда России от 04.12.2013 N 712н.

Перед проведением инвентаризации следует убедиться в том, что все члены комиссии и материально ответственные работники проверяемых участков уведомлены о дате и времени начала инвентаризации и смогут присутствовать в назначенный день. Причинами признания результатов инвентаризации недействительными могут быть отсутствие материально ответственного лица, его расписки, а так же подписи хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии (п. 2.3 Приказа Минфина N 49).

В заключение отметим, что ответственность за непроведение инвентаризации перед сдачей годовой отчетности законодательством не установлена. Но результаты ее нужны прежде всего самой организации – и для внутреннего контроля, и для достоверности отчетности. Не следует забывать, что искажение данных бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, за что предусмотрена административная ответственность по статье 15.11 КоАП РФ. За грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения предусмотрены санкции по статье 120 НК РФ. Поэтому не стоит пренебрегать предновогодними проверочными мероприятиями, которые помогут привести в порядок бухгалтерский и налоговый учет и успешно сдать отчетность.

Мне полезно 1

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!