Цифровой нотариат | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Статьи > Цифровой нотариат: основные изменения и как они будут...

1493 Горячая тема В избранное PDF

Цифровой нотариат: основные изменения и как они будут работать


автор статьи, консультант Аскон по юридическим вопросам

28 декабря 2019 года на официальном интернет-портале был опубликован Федеральный закон от 27.12.2019 N 480-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Основная часть положений вступит в силу только с 29 декабря 2020 года. Отсрочка связана с революционным характером изменений и необходимостью подготовить нормативно-правовую базу, устанавливающую порядок применения вводимых положений. Рассмотрим основные изменения и механизм их работы.

Возможность совершения нотариальных действий удаленно

Как правило, обращение к нотариусу связано с тратой времени на дорогу и на очередь к нему. При этом не всякое нотариальное действие оправдывает физическое присутствие заявителя в нотариальной конторе. Именно по этой причине законодатель предоставит возможность оформить нужный документ удаленно.

Личная явка к нотариусу не потребуется в случае:

  • свидетельствования верности перевода, сделанного нотариусом;
  • передачи документов физическим и юридическим лицам;
  • размещения на депозите нотариуса денег и ценных бумаг;
  • передача на депонирование движимых вещей, безналичных денег или бездокументарных ценных бумаг;
  • совершения исполнительной надписи;
  • передачи на хранение электронных документов;
  • обеспечения доказательств в виде осмотра интернет-сайтов;
  • получения выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
  • удостоверения равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному заявителем.

Чтобы получить вышеуказанные услуги удаленно, заявителю необходимо будет сформировать в электронном виде соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы, подписать их усиленной квалифицированной электронной подписью и направить в Федеральную нотариальную палату (далее – ФНП) через единую информационную систему нотариата, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. ФНП самостоятельно направит документы в работу нотариусу, с которым заявитель в последующем будет взаимодействовать напрямую. Затем заявитель оплачивает нотариальное действие и в течение 5 рабочих дней получает по электронной почте нотариальный документ.

Порядок совершения нотариального действия удаленно будет установлен Минюстом России совместно с ФНП по согласованию с Минкомсвязи России.

Скорее всего, такой способ оформления документов сэкономит не столько время заявителя, сколько разрядит обстановку в населенных пунктах, где нет нотариуса. Услуга будет востребована, если заявитель находится за границей или же в силу состояния здоровья не способен лично явиться к нотариусу.

Обязательная машиночитаемая маркировка нотариального документа

Такая мера вводится как дополнительный способ проверки достоверности совершенного нотариального действия. Маркировка будет наноситься на:

  • исполненные в бумаге договоры,
  • доверенности,
  • свидетельства,
  • протест векселя,
  • исполнительную надпись,
  • документы, обеспечивающие доказательства,
  • документы, время предъявления которых удостоверено нотариусом.

Маркировка будет содержать основную информацию о нотариальном действии (дата, регистрационный номер, данные нотариуса и заявителя).

Порядок представления информации о нотариальном документе и формат ее размещения на документе с использованием машиночитаемой маркировки определит Минюст России совместно с ФНП по согласованию с Минкомсвязи.

Установление личности заявителя посредством единой биометрической системы

На текущий момент нотариус устанавливает личность заявителя на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности заявителя. Однако в скором времени в этих целях нотариус будет вправе использовать единую биометрическую систему. Причем ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) в новой редакции позволит использовать этот способ не только в случае наличия сомнений относительно личности заявителя, предъявившего удостоверяющий документ, но и в том случае, если заявитель такой документ оставил дома.

Порядок установления личности заявителя посредством единой биометрической системы будет определен федеральным органом юстиции совместно с ФНП по согласованию с Минкомсвязи России.

Удостоверение сделки двумя и более нотариусами

Основы будут дополнены статьей 53.1, которая позволит удостоверить сделку двумя и более нотариусами, если в ее совершении участвуют два и более лица без их совместного присутствия. Иными словами, одна сделка может быть удостоверена несколькими нотариусами, если стороны сделки находятся в разных субъектах РФ. Каждая из сторон сделки вправе будет обратиться к любому нотариусу по месту своего нахождения. Единственное ограничение в выборе нотариусов действует при удостоверении договора об отчуждении недвижимости (купля-продажа, дарение, мена, рента и пр.). В таком случае одним из удостоверяющих договор нотариусов должен быть нотариус по месту нахождения отчуждаемого объекта.

Порядок взаимодействия нотариусов при удостоверении сделки двумя и более нотариусами будет определен Минюстом России совместно с ФНП.

Принятие данной нормы вызывает самые противоречивые мнения среди представителей нотариального сообщества, поэтому велика вероятность, что первое время норма фактически работать не будет.

Уведомления