27 января 2017

Что делать, чтобы офис перестал платить за размещение отходов

История с внесением в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду офисными компаниями наконец подходит к своему логическому завершению. Сразу два чиновника Росприроднадзора в недавних разъяснениях, по сути, подтвердили, что обязанности платить за размещение отходов у офисов нет. Однако радоваться пока рано. Чтобы спать спокойно, лучше произвести некоторые действия.

История вопроса

Ранее Росприроднадзор требовал плату от компаний, поскольку считал, что платить должен тот, в результате чьей деятельности образовались отходы. У обычного офиса их не слишком много (канцелярский мусор, использованные картриджи, лампы и т. д.), но все же они есть. В судах такое требование можно было оспорить (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 1752/11).

Поправками, вступившими в силу с 2016 г., правило «платит тот, кто произвел отходы» было закреплено в Законе (Пункт 1 ст. 16.1 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, далее – Закон N 7-ФЗ). Однако всех плательщиков разделили на категории по степени вредности объекта (от I до IV) (Статья 4.2 Закона N 7-ФЗ). И когда утвердили Критерии для каждой категории (Критерии, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029), стало очевидно, что офисы не подпадают ни в одну из них. Следовательно, не должны и платить? Долгое время ясности в этом вопросе не было...

Вредность офисной компании

Так, чтобы узнать свою категорию, компании должны были зарегистрироваться в специальном реестре (Пункт 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ). Отметим, что такая обязанность возникла еще в 2015 г. Но что-то пошло не так. Сначала долго принимали необходимую нормативку (Информация Минприроды России от 30.03.2016). Затем выяснилось, что еще не работает государственная информационная система (ГИС), с помощью которой должен вестись реестр (Письмо Росприроднадзора России от 05.07.2016 N АА-03-04-36/13116).

Для справки
Не должны вносить «плату за грязь» компании (ИП) (Пункт 1 ст. 16.1, п. 7 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ):

  • работающие на вредных объектах IV категории – они причиняют минимальный вред природе;
  • размещающие твердые коммунальные отходы – плату за них вносят специализированные операторы;
  • размещающие отходы на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую среду.

И вот недавно, не дождавшись, когда наладят ГИС, госорганы решили вести реестр на бумаге. В связи с этим были разработаны формы свидетельства о постановке на учет и самого реестра (Письмо Росприроднадзора России от 01.09.2016 N АС-03-00-36/17836). А вскоре появились и два противоречащих друг другу разъяснения свыше:

  • офис – объект IV категории (Письмо Росприроднадзора России от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054);
  • офис – вообще не вредный объект, поэтому он не подлежит постановке на учет (Письмо Росприроднадзора России от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 (п. п. 4, 6), далее – Письмо).

Вторая версия представляется более верной. Ведь IV категория предполагает соответствие объекта одновременно следующим условиям (Пункт 6 Критериев, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029):

  • наличие на объекте стационарных источников загрязнения с выбросами в атмосферу в пределах 10 т в год;
  • отсутствие сбросов в системы водоотведения и очистки сточных вод в результате использования воды не для бытовых нужд.

Офисы не отвечают таким критериям, следовательно, они не могут быть отнесены ни к этой, ни тем более к другим, более опасным категориям. Конечно, если у вашей компании, к примеру, в собственности (аренде) есть своя котельная, то это меняет дело – вас поставят на учет исходя из степени вредности этого объекта.

Для справки
Плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду (Пункт 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
  • сбросы загрязняющих веществ в воду;
  • размещение отходов.

Возможные действия

В общем-то, нас устраивают обе версии контролирующего органа – IV категория считается малоопасной и освобождена от платы за любые виды загрязнений (Пункт 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ). В связи с этим можно рекомендовать следующие варианты действий.

Вариант 1 (немного рискованный). Не регистрироваться.

С одной стороны, это правильно. Раз вы не подпадаете ни в одну категорию, то не должны вставать на учет и вносить «плату за грязь» (Письмо, п. п. 4, 6).

С другой – есть риск, что вас оштрафуют проверяющие на местах, не разобравшись в противоречивых формулировках нормативных актов. А зачем вам тратить время и деньги на доказывание своей правоты в судах? Возможные в таком случае штрафы представлены в таблице.

Кто может быть оштрафован

Штрафы

за неподачу заявки для постановки на учет (нарушение срока подачи) (Статья 8.46 КоАП РФ)

за невнесение платы в установленный срок (Статьи 8.41, 2.4 КоАП РФ)

Директор

От 5 до 20 тыс. руб.

От 3 до 6 тыс. руб.

ИП

От 30 до 100 тыс. руб.

От 3 до 6 тыс. руб.

Компания

От 30 до 100 тыс. руб.

От 50 до 100 тыс. руб.

Вариант 2 (разумный). Подать заявку на постановку на учет вашего офиса как объекта IV категории.

Тут вы однозначно не проиграете:

  • (если) вам разъяснят, что вы не должны вставать на учет, – у вас будет документальный «оберег» от Росприроднадзора, который послужит защитой в случае претензий со стороны проверяющих;
  • (если) поставят на учет как объект IV категории – тоже не страшно, платить за загрязнение все равно не нужно (Пункт 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).

Денег за подачу заявки в любом случае брать не должны (Пункт 15 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ; п. 15 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572, далее – Правила).

Отметим, что установленный Законом срок для регистрации действующих объектов истекает 31.12.2016 (Пункт 3 ст. 11 Закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ). Росприроднадзор предлагал перенести его на конец 2017 г. в связи с возникшими проблемами в реализации данного требования (Письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 N АС-03-04-36/7884, п. 1), однако пока это не произошло.

Комментарий эксперта

Надежда Владимировна Корженевская, консультанта по юридическим вопросам:

"Следует особенно подчеркнуть, что общая позиция Росприроднадзора, изложенная в Письме от 31.10.2016 года (Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354), заключается в том, что офисы не относятся к объектам негативного воздействия.

Однако стоит дополнительно проверить ваш объект на соответствие Критериям, утв. Постановлением Правительства от 28.09.2015.

В случае, если имеется вероятность отнесения вашего объекта к определенной категории, то возможно два варианта действий, которые указаны в статье.

Обратите внимание, что срок для регистрации действующих объектов уже истек (до 31.12.2016). Поэтому каждый из описанных в статье вариантов действий носит рискованный характер, поскольку за непостановку на учет объекта, в равной степени, как и за несвоевременную постановку на учет установлена административная ответственность по статье 8.46 КоАП РФ".

 

Постановка на учет

Шаг 1. Заполняем заявку (Форма утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554).

Если у вас более одного адреса, то надо заполнить несколько заявок и подать их по месту нахождения каждого (Пункт 18 Правил). Для подачи заявки не важно, арендуете ли вы помещение или оно у вас в собственности (Письмо, п. 12).

Декларируемую категорию ставьте IV – это никого ни к чему не обязывает. Решение о том, какую категорию присваивать и присваивать ли вообще, принимает регистрирующий орган (Пункт 23 Правил; Письмо, п. 11). Пока не работает ГИС, заявка подается только в бумажной форме, по почте с описью вложения и уведомлением о вручении (Пункт 35 Правил). При этом регистраторам рекомендовано просить у заявителей также копию заявки в электронном виде в формате Word (на будущее). Но отказать вам в приеме бумажного варианта из-за отсутствия электронной копии они не вправе (Письмо, п. 9).

Шаг 2. Обращаемся в регистрирующий орган.

Реестр ведут (Пункты 711 Правил):

  • территориальные органы Росприроднадзора (по объектам федерального надзора);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ (по объектам регионального надзора).

Ваш случай, видимо, второй, поскольку под федеральные Критерии (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903) офисные помещения явно не подпадают. Что это за орган исполнительной власти – пока неясно, но это не беда. Можно отправить заявку в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения вашего офиса. В течение 5 рабочих дней вашу заявку перешлют куда надо, а вас уведомят о переадресации (Пункт 21 Правил; Письмо, п. 10).

Шаг 3. Получите итоговый документ (он должен был направлен вам в течение 10 дней со дня приема заявки, Пункт 25 Правил; Письмо, п. 6)):

  • (если) вам присвоят IV категорию – свидетельство о постановке на учет (Пункт 4 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ);
  • (если) не присвоят никакой – письмо о том, что ваша компания не соответствует критериям вредности и потому не является объектом негативного воздействия на окружающую среду. Неважно, как именно будет называться такой документ – отказ, уведомление или просто письмо. Главное, чтобы в нем была правильно указана причина непостановки на учет.

* * *

Из разъяснений Росприроднадзора следует вывод, что даже по новым правилам офисы не должны были «платить за грязь» с начала 2016 г. Так что если вы перечисляли плату, то можно попробовать вернуть свои деньги обратно. Естественно, в судебном порядке.

Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга», 2016, N 23.
Источник: система КонсультантПлюс, ИБ «Бухгалтерская пресса и книги». 
Вам доступно более 490 профессиональных изданий в КонсультантПлюс.

 


Посетите образовательные мероприятия по этой теме:

18.10.2017
14:00-17:00
Семинар-тренинг
Лектор: Самусевич Тамара Николаевна,
аттестованный главный бухгалтер, эксперт по бухгалтерскому учету, эксперт по проведению независимой оценки квалификации

Мы подготовили для вас подборку из системы Консультант Плюс, которую Вы можете получить бесплатно.


Получить подборку Заполните форму
и подборка будет выслана на указанный email.

Бесплатно
Подборка предоставляется бесплатно, и не требует никаких дополнительных оплат

Просто
Подборка после установки работает на любом компьютере

Лучше не найти
В подборке полная информация по теме в удобном интерфейсе

Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!