27 января 2017

Что делать, чтобы офис перестал платить за размещение отходов

История с внесением в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду офисными компаниями наконец подходит к своему логическому завершению. Сразу два чиновника Росприроднадзора в недавних разъяснениях, по сути, подтвердили, что обязанности платить за размещение отходов у офисов нет. Однако радоваться пока рано. Чтобы спать спокойно, лучше произвести некоторые действия.

История вопроса

Ранее Росприроднадзор требовал плату от компаний, поскольку считал, что платить должен тот, в результате чьей деятельности образовались отходы. У обычного офиса их не слишком много (канцелярский мусор, использованные картриджи, лампы и т. д.), но все же они есть. В судах такое требование можно было оспорить (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 1752/11).

Поправками, вступившими в силу с 2016 г., правило «платит тот, кто произвел отходы» было закреплено в Законе (Пункт 1 ст. 16.1 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, далее – Закон N 7-ФЗ). Однако всех плательщиков разделили на категории по степени вредности объекта (от I до IV) (Статья 4.2 Закона N 7-ФЗ). И когда утвердили Критерии для каждой категории (Критерии, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029), стало очевидно, что офисы не подпадают ни в одну из них. Следовательно, не должны и платить? Долгое время ясности в этом вопросе не было...

Вредность офисной компании

Так, чтобы узнать свою категорию, компании должны были зарегистрироваться в специальном реестре (Пункт 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ). Отметим, что такая обязанность возникла еще в 2015 г. Но что-то пошло не так. Сначала долго принимали необходимую нормативку (Информация Минприроды России от 30.03.2016). Затем выяснилось, что еще не работает государственная информационная система (ГИС), с помощью которой должен вестись реестр (Письмо Росприроднадзора России от 05.07.2016 N АА-03-04-36/13116).

Для справки
Не должны вносить «плату за грязь» компании (ИП) (Пункт 1 ст. 16.1, п. 7 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ):

  • работающие на вредных объектах IV категории – они причиняют минимальный вред природе;
  • размещающие твердые коммунальные отходы – плату за них вносят специализированные операторы;
  • размещающие отходы на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую среду.

И вот недавно, не дождавшись, когда наладят ГИС, госорганы решили вести реестр на бумаге. В связи с этим были разработаны формы свидетельства о постановке на учет и самого реестра (Письмо Росприроднадзора России от 01.09.2016 N АС-03-00-36/17836). А вскоре появились и два противоречащих друг другу разъяснения свыше:

  • офис – объект IV категории (Письмо Росприроднадзора России от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054);
  • офис – вообще не вредный объект, поэтому он не подлежит постановке на учет (Письмо Росприроднадзора России от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 (п. п. 4, 6), далее – Письмо).

Вторая версия представляется более верной. Ведь IV категория предполагает соответствие объекта одновременно следующим условиям (Пункт 6 Критериев, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029):

  • наличие на объекте стационарных источников загрязнения с выбросами в атмосферу в пределах 10 т в год;
  • отсутствие сбросов в системы водоотведения и очистки сточных вод в результате использования воды не для бытовых нужд.

Офисы не отвечают таким критериям, следовательно, они не могут быть отнесены ни к этой, ни тем более к другим, более опасным категориям. Конечно, если у вашей компании, к примеру, в собственности (аренде) есть своя котельная, то это меняет дело – вас поставят на учет исходя из степени вредности этого объекта.

Для справки
Плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду (Пункт 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
  • сбросы загрязняющих веществ в воду;
  • размещение отходов.

Возможные действия

В общем-то, нас устраивают обе версии контролирующего органа – IV категория считается малоопасной и освобождена от платы за любые виды загрязнений (Пункт 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ). В связи с этим можно рекомендовать следующие варианты действий.

Вариант 1 (немного рискованный). Не регистрироваться.

С одной стороны, это правильно. Раз вы не подпадаете ни в одну категорию, то не должны вставать на учет и вносить «плату за грязь» (Письмо, п. п. 4, 6).

С другой – есть риск, что вас оштрафуют проверяющие на местах, не разобравшись в противоречивых формулировках нормативных актов. А зачем вам тратить время и деньги на доказывание своей правоты в судах? Возможные в таком случае штрафы представлены в таблице.

Кто может быть оштрафован

Штрафы

за неподачу заявки для постановки на учет (нарушение срока подачи) (Статья 8.46 КоАП РФ)

за невнесение платы в установленный срок (Статьи 8.41, 2.4 КоАП РФ)

Директор

От 5 до 20 тыс. руб.

От 3 до 6 тыс. руб.

ИП

От 30 до 100 тыс. руб.

От 3 до 6 тыс. руб.

Компания

От 30 до 100 тыс. руб.

От 50 до 100 тыс. руб.

Вариант 2 (разумный). Подать заявку на постановку на учет вашего офиса как объекта IV категории.

Тут вы однозначно не проиграете:

  • (если) вам разъяснят, что вы не должны вставать на учет, – у вас будет документальный «оберег» от Росприроднадзора, который послужит защитой в случае претензий со стороны проверяющих;
  • (если) поставят на учет как объект IV категории – тоже не страшно, платить за загрязнение все равно не нужно (Пункт 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).

Денег за подачу заявки в любом случае брать не должны (Пункт 15 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ; п. 15 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572, далее – Правила).

Отметим, что установленный Законом срок для регистрации действующих объектов истекает 31.12.2016 (Пункт 3 ст. 11 Закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ). Росприроднадзор предлагал перенести его на конец 2017 г. в связи с возникшими проблемами в реализации данного требования (Письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 N АС-03-04-36/7884, п. 1), однако пока это не произошло.

Комментарий эксперта

Надежда Владимировна Корженевская, консультанта по юридическим вопросам:

"Следует особенно подчеркнуть, что общая позиция Росприроднадзора, изложенная в Письме от 31.10.2016 года (Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354), заключается в том, что офисы не относятся к объектам негативного воздействия.

Однако стоит дополнительно проверить ваш объект на соответствие Критериям, утв. Постановлением Правительства от 28.09.2015.

В случае, если имеется вероятность отнесения вашего объекта к определенной категории, то возможно два варианта действий, которые указаны в статье.

Обратите внимание, что срок для регистрации действующих объектов уже истек (до 31.12.2016). Поэтому каждый из описанных в статье вариантов действий носит рискованный характер, поскольку за непостановку на учет объекта, в равной степени, как и за несвоевременную постановку на учет установлена административная ответственность по статье 8.46 КоАП РФ".

 

Постановка на учет

Шаг 1. Заполняем заявку (Форма утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554).

Если у вас более одного адреса, то надо заполнить несколько заявок и подать их по месту нахождения каждого (Пункт 18 Правил). Для подачи заявки не важно, арендуете ли вы помещение или оно у вас в собственности (Письмо, п. 12).

Декларируемую категорию ставьте IV – это никого ни к чему не обязывает. Решение о том, какую категорию присваивать и присваивать ли вообще, принимает регистрирующий орган (Пункт 23 Правил; Письмо, п. 11). Пока не работает ГИС, заявка подается только в бумажной форме, по почте с описью вложения и уведомлением о вручении (Пункт 35 Правил). При этом регистраторам рекомендовано просить у заявителей также копию заявки в электронном виде в формате Word (на будущее). Но отказать вам в приеме бумажного варианта из-за отсутствия электронной копии они не вправе (Письмо, п. 9).

Шаг 2. Обращаемся в регистрирующий орган.

Реестр ведут (Пункты 711 Правил):

  • территориальные органы Росприроднадзора (по объектам федерального надзора);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ (по объектам регионального надзора).

Ваш случай, видимо, второй, поскольку под федеральные Критерии (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903) офисные помещения явно не подпадают. Что это за орган исполнительной власти – пока неясно, но это не беда. Можно отправить заявку в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения вашего офиса. В течение 5 рабочих дней вашу заявку перешлют куда надо, а вас уведомят о переадресации (Пункт 21 Правил; Письмо, п. 10).

Шаг 3. Получите итоговый документ (он должен был направлен вам в течение 10 дней со дня приема заявки, Пункт 25 Правил; Письмо, п. 6)):

  • (если) вам присвоят IV категорию – свидетельство о постановке на учет (Пункт 4 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ);
  • (если) не присвоят никакой – письмо о том, что ваша компания не соответствует критериям вредности и потому не является объектом негативного воздействия на окружающую среду. Неважно, как именно будет называться такой документ – отказ, уведомление или просто письмо. Главное, чтобы в нем была правильно указана причина непостановки на учет.

* * *

Из разъяснений Росприроднадзора следует вывод, что даже по новым правилам офисы не должны были «платить за грязь» с начала 2016 г. Так что если вы перечисляли плату, то можно попробовать вернуть свои деньги обратно. Естественно, в судебном порядке.

Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга», 2016, N 23.
Источник: система КонсультантПлюс, ИБ «Бухгалтерская пресса и книги». 
Вам доступно более 490 профессиональных изданий в КонсультантПлюс.

 


Посетите образовательные мероприятия по этой теме:

Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!