15 апреля 2014

Контрактная система: взгляд контролирующего органа (интернет-интервью)

Тематика: 

КонсультантПлюс: ФАС России - орган исполнительной власти, ответственный за контроль в сфере государственного заказа. Как Вы оцениваете выстроенную на сегодняшний день систему закупок? Насколько существующая нормативно-правовая база, в частности вступивший в силу с 1 января 2014 года Закон о Федеральной контрактной системе, отвечает тем задачам, которые стоят перед Вашим управлением?

Татьяна Павловна: Вступивший в силу Закон о федеральной контрактной системе сохранил ряд важных моментов Закона о размещении заказов, позволяющих обеспечить открытость, прозрачность процедур закупок и доказавших свою эффективность, а именно таких как размещение информации о закупке на официальном сайте и проведение аукционов в электронной форме. При этом новый закон вводит и достаточно большое количество новшеств: регулирование порядка планирования закупки, порядка определения предмета закупки и обоснования цены контракта, новые способы закупки (например, такие как конкурс с ограниченным участием, запрос предложений), регулирование порядка приема результатов исполнения контракта.

Таким образом, выстроенная система закупок призвана урегулировать все этапы закупок начиная с планирования и завершая исполнением контракта, предъявляя высокие требования не только к заказчику, но и к участнику. При этом эффективность новых механизмов, конечно, можно будет оценить только по результатам их применения. Вместе с тем, безусловно, нельзя отрицать возможность возникновения сложностей, связанных с применением норм закона. С целью предупреждения их возникновения проводится анализ порядка применения различных норм, а также мониторинг вопросов и проблем в данной сфере, по результатам которых рассматривается вопрос о внесении изменений в закон. Так, в декабре 2013 года в закон были внесены первые существенные правки. В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении еще один законопроект о внесении изменений в 44-ФЗ.

КонсультантПлюс: Какие нарушения ФАС России чаще всего выявляет при рассмотрении поступающих жалоб на проводимые для государственных нужд закупки?

Татьяна Павловна: Наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

КонсультантПлюс: Какова статистика судебных дел ФАС России по государственному заказу за прошедший 2013 год? Как часто суды принимали сторону контролирующего органа?

Татьяна Павловна: В 2013 году было обжаловано:

- в арбитражных судах - 5270 решений ФАС России (включая решения территориальных органов), 11% (589 решений) из которых   признаны недействительными;

- в судах общей юрисдикции - 3118 постановлений о наложении штрафов, 18% (564) из которых отменено.

При этом необходимо отметить, что основная причина отмены постановлений о наложении штрафов связана с признанием судом совершенных правонарушений малозначительными. По решениям и постановлениям, принимаемым и выносимым центральным аппаратом ФАС России, процент отмены составляет менее 8% в арбитражных судах и 0,7% в судах общей юрисдикции соответственно. Указанные показатели, на мой взгляд, подтверждают достаточно профессиональный уровень принятия и подготовки решений ФАС России.

КонсультантПлюс: Елена из Ставрополя спрашивает: «Подскажите, будут ли применены при проверке ФАС к организациям штрафные санкции по 44-ФЗ за работу в 2014 году, т.к. никаких типовых форм еще не разработано и нет практики судов по работе с данным законом. Можно ли назвать 2014 год переходным периодом действия нового 44-ФЗ?»

Татьяна Павловна: Штрафные санкции по 44-ФЗ, безусловно, будут применяться, но с учетом вступивших в законную силу положений данного закона. Так, с 2014 года вступили в силу нормы, регулирующие порядок выбора способа закупки и непосредственно проведения самой закупки и заключения контракта. Ряд положений в части планирования, приемки результатов исполнения контракта, требований к профессиональной подготовке вступают в силу в 2015 - 2017 годах. Существующие в настоящее время нормы устанавливают административную ответственность за нарушения, которые являлись таковыми и в период действия Закона о государственных закупках (94-ФЗ).

Вместе с тем при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности всегда необходимо учитывать характер совершенного правонарушения и обстоятельства его совершения. Так, по практике центрального аппарата ФАС России в случае совершения впервые правонарушения, не повлиявшего на права и законные интересы участника закупки и на правильное определение победителя, а также при признании и добровольном устранении нарушения рассматривается вопрос о прекращении дела в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

КонсультантПлюс: Татьяна Павловна, сфера  госзакупок неизменно вызывает большое количество вопросов как у заказчиков, так и у поставщиков. Мария из Пермского край интересуется: будет ли ФАС России выпускать какие-либо разъяснения положений 44-ФЗ?

Татьяна Павловна: ФАС России является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, и не наделен полномочиями по даче разъяснений положений 44-ФЗ. Органом регулирования контрактной системы определено Минэкономразвития России. Вместе с тем с целью предупреждения возможных нарушений закона в ряде случаев ФАС России доводит свою позицию по вопросам, затрагивающим в том числе порядок осуществления контроля в сфере закупок.

Кроме того, в настоящее время возобновлена практика выработки совместной позиции с Минэкономразвития России. Так, выпущен ряд совместных писем по вопросам применения законодательства о закупках к правоотношениям, возникшим до вступления его в законную силу; по порядку применения требований к участникам конкурса с ограниченным участием; по распространению норм 44-ФЗ на порядок привлечения экспертов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства. С указанными письмами можно ознакомиться на официальных сайтах ФАС России и Минэкономразвития России.

КонсультантПлюс: Управление Судебного департамента в Брянской области прислало целый перечень вопросов: «1. Ранее в соответствии со ст. 15 ФЗ-94 постановлением Правительства утверждался перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые может осуществляться у субъектов малого предпринимательства. Будет ли такой перечень устанавливаться в соответствии со ст. 30 ФЗ-44? 2. Каким образом требования, указанные в ч. 3 ст. 77, соотносятся с положениями ч. 5 ст. 76 ФЗ-44? Ведь в случае подачи котировочной заявки после окончания срока подачи заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, такая заявка признается опоздавшей и не должна рассматриваться. 3. Какие экспертные организации уполномочены производить экспертизы для заказчиков, финансируемых из федерального бюджета?»

Татьяна Павловна: Как я уже указывала ранее, в настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении законопроект о внесении изменений в Закон о контрактной системе. В рамках подготовки указанного законопроекта ко второму чтению будет рассмотрен вопрос в том числе об устранении неоднозначности положений закона. В настоящее время установление перечня товаров работ, услуг, закупки которых необходимо осуществить у субъектов малого предпринимательства, в законе не предусмотрено и внесение соответствующих поправок в статью 30 закона также не планируется.

Вместе с тем планируемые изменения закона должны коснуться уточнения порядка исчисления объема закупок, необходимых для размещения у субъектов малого предпринимательства. Также предлагается внести изменения, предусматривающие возможность подачи котировочных заявок непосредственно до начала вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, тем самым устранив возникающие вопросы. При этом в части порядка подачи котировочных заявок действующими нормами закона не предусмотрено право заказчика отказывать в приеме заявок, подаваемых непосредственно перед вскрытием конвертов, следовательно, такая заявка подлежит принятию и рассмотрению.

В части требований к проведению экспертиз необходимо обратить внимание на следующее. Законом предусмотрено два способа проведения экспертиз: своими силами и с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций. При этом закон не содержит требований ни к лицам, кто может выступать экспертами, ни к содержанию результатов экспертизы. Единственное правило - производить отбор сторонних экспертов, экспертных организаций в порядке, предусмотренном законом, то есть по результатам осуществления закупки способом, соответствующим предмету и цене контракта.

Подскажите, пожалуйста, как соотносится норма 44-ФЗ о предоставлении ИНН учредителя и единоличного исполнительного органа в составе заявки поставщика, в случае если это физическое лицо? Эта норма напрямую противоречит Федеральному закону «О персональных данных»! - Ольга (Москва)

Татьяна Павловна: Предоставление ИНН учредителя, являющегося в том числе физическим лицом, направлено на повышение добросовестности участника закупки и устранению таких действий, когда после включения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков через несколько дней учредителем создается новое «незапятнанное» юридическое лицо, которое принимает участие в закупке, тем самым избегая ответственности в виде запрета на участие в закупке сроком на 2 года. При этом Федеральный закон «О персональных данных» допускает обработку персональных данных в случаях и порядке, предусмотренных в 44-ФЗ.

Что понимается под правомочностью участника закупки заключить контракт (ст. 31 ч. 1 п. 2 Закона 44-ФЗ) и какими документами она должна подтверждаться? Вправе ли уполномоченный орган создавать комиссии, утверждать документацию и т.д.? - Евгений (Московская область)

Татьяна Павловна: Согласно размещенной на сайте zakupki.gov.ru позиции по данному вопросу Минэкономразвития России, являющегося органом по регулированию контрактной системы, «под правомочностью участника закупки целесообразно понимать предусмотренную законом и учредительными документами возможность участника осуществлять юридически значимые действия (правоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дееспособность иных физических лиц)».

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (пункт 3 статьи 49, пункт 8 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации). Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе принимать участие в закупках, с момента его государственной регистрации (пункт 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации). Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, для участия в закупках должно быть дееспособным (статья 21 Гражданского кодекса Российской Федерации), т.е. совершеннолетним (или не достигшим восемнадцатилетнего возраста, но состоящим в браке либо эмансипированным в порядке, установленном статьей 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не лишенным дееспособности в установленном законом порядке.

Таким образом, в зависимости от лица, являющегося участником закупки, документами, подтверждающими правомочность такого лица заключить контракт, являются:

− копия выписки из ЕГРЮЛ (для юридического лица);

− копия выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя);

− копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица).

Дополнительно необходимо отметить, что вопрос правомочности также является предметом рассмотрения законопроекта о внесении изменений в Закон о контрактной системе в части исключения соответствующего положения.

Как Вы считаете, является ли необходимой мерой внесение в 44-ФЗ и 223-ФЗ поправок, направленных на «деофшоризацию» участников закупочных процедур (запрет или ограничение участия юридических лиц, зарегистрированных на территории «офшоров»)? - Рублёва Анна (Россия)

Татьяна Павловна: В настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации разрабатываются предложения по установлению запрета на участие в закупках лиц, зарегистрированных в офшорных зонах. Введение соответствующего запрета должно в том числе способствовать открытости и прозрачности проводимых закупок, а также снижению рисков сговора на торгах.

Каким образом можно заказчику отменить закупку после проведения аукциона и определения победителя, если было обнаружено грубое нарушение, которое может привести к последствиям? - Владимир (Якутия)

Татьяна Павловна: В соответствии с положениями закона заказчик не вправе принять решение об отмене закупки после проведения аукциона и определения победителя. В случае выявления нарушения заказчику необходимо сообщить в контролирующий орган о данном нарушении. Подтверждение факта нарушения, влияющего на определение победителя и осуществление закупки, является основанием для выдачи контролирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения (в том числе об аннулирования закупки), а также для привлечения виновных лиц к ответственности.

Разъясните, пожалуйста, каковы последствия отказа контрольного органа в согласовании возможности заключить контракт с единственным поставщиком для заказчика и для поставщика. Может ли заказчик и/или поставщик обжаловать такой отказ и куда? - Елена (Москва)

Татьяна Павловна: В случае отказа контрольного органа в согласовании возможности заключить контракт с единственным поставщиком заказчик не вправе заключать соответствующий контракт и обязан повторно осуществить закупку. При несогласии с принятым решением об отказе заказчик вправе обжаловать его в судебном порядке.

Каков порядок рассмотрения жалобы, поданной в территориальный орган УФАС, на действия оператора электронной площадки об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме? Например, отказ в допуске к участию после подачи 1-ой части заявки. 2. Вправе ли территориальный орган УФАС рассматривать данную жалобу? 3. В какой срок рассматривается данная жалоба? 4. Обязан ли орган УФАС, рассматривающий жалобу об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, приостановить проведение аукциона после получения жалобы? Если да, то в течение какого срока принимается решение о приостановке проведения аукциона? 5. Является ли правомерным решение об отказе в допуске к аукциону на основании информации с сайта изготовителя (импортера) поставляемого товара о технических характеристиках товара, если такие характеристики отличаются от характеристик, указанных в заявке участника электронного аукциона? - Юрий (Брянск)

Татьяна Павловна: В соответствии с положениями части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе и внутриведомственными актами ФАС России (приказ ФАС России о координации деятельности территориальных органов ФАС России) рассмотрение жалоб на действия оператора электронной площадки осуществляется центральным аппаратом ФАС России. Вместе с тем действия по отказу в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме осуществляются комиссией заказчика, в связи с чем могут быть обжалованы и рассмотрены территориальным органом ФАС России в соответствии с его подведомственностью.

При этом выявление представления участником закупки недостоверных сведений о технических характеристиках товара влечет отказ в допуске к участию в аукционе. Недостоверность информации должна быть документально подтверждена заказчиком, в том числе она может подтверждаться информацией, содержащейся в технической документации на товар, сертификатах, заключениях, письмах производителей товара, а также размещаемой на официальных сайтах информацией. При этом в случае несогласия с принятым решением участник закупки вправе обжаловать действия заказчика. 

Порядок подачи и рассмотрения данных жалоб установлен главой 6 Закона о контрактной системе. Данный порядок предусматривает необходимость рассмотрения жалобы, поданной с соблюдением сроков для обжалования в течение 5 рабочих дней с уведомлением заинтересованных лиц о дате и времени рассмотрения жалобы. При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направить требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Обязаны ли контролирующие органы при проверке правильности обоснования начальной (максимальной) цены контракта руководствоваться требованиями Приказа МЭР от 2 октября 2013 N567 «Об утверждении методических рекомендаций по определению методов определения начальной цены контракта...»? Будет ли принят на федеральном уровне порядок проведения плановых проверок контрольным органом, уполномоченным на контроль в сфере закупок (по 94-ФЗ был принят Приказом МЭР от 28.01.2011 N30), или органу местного самоуправления нужно разрабатывать и принимать свой? - Светлана (Пятигорск)

Татьяна Павловна: Указанным приказом Минэкономразвития России утверждены методические рекомендации по определению методов определения начальной цены контракта. Форма «методические рекомендации» исключает нормативный характер данного акта, данный акт носит рекомендательный, по сути методический характер. В связи с чем контролирующие органы при проверке правильности обоснования начальной (максимальной) цены контракта не обязаны руководствоваться требованиями приказа. В части порядка проведения плановых проверок контрольным органом, уполномоченным на контроль в сфере закупок, принятие соответствующего акта нормами Закона о контрактной системе не предусмотрено.

Аукцион в электронной форме проходил в рамках Закона N44-ФЗ. При рассмотрении вторых частей заявок по аукциону была признана соответствующей только одна заявка. Объясните, пожалуйста, требуется ли согласование с контролирующим органом для заключения контракта с единственным поставщиком? Аукцион проходил на электронной площадке etp.roseltorg.ru, и после публикации протокола подведения итогов и признания аукциона несостоявшимся аукцион уже перешел в стадию заключения контракта (требует вывешивания проекта контракта от заказчика). Нужно ли ждать согласования или нужно сразу вывешивать проект контракта? - Федотова Елена Валентиновна (Смоленск)

Татьяна Павловна: В рассматриваемой ситуации аукцион признается несостоявшимся. При этом частью 1 статьи 93 Закона о закупках установлен закрытый перечень случаев заключения контракта с единственным участником закупки и согласования заключения контракта с таковым по причине признания закупки несостоявшейся. Рассматриваемый случай в указанной норме закона отсутствует, что влечет за собой невозможность согласования заключения контракта с единственным поставщиком контролирующим органом. В связи с чем заказчик должен повторно осуществить закупку. В настоящее время рассматривается вопрос о дополнении случаев возможности заключения контракта с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом в случае, когда при рассмотрении вторых частей заявок по аукциону была признана соответствующей только одна заявка.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N44-ФЗ наша организация направила контракт на согласование в Комитет по экономической политике и стратегическому регулированию, однако вышеуказанный комитет отказал в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в связи с недостатками в аукционной документации. Письмо с отказом в согласовании было перенаправлено нами оператору ЭП, однако он сообщил нам, что у него нет полномочий на вмешательство в процедуру размещения заказа. Данная закупка на сегодняшний день на электронной площадке находится на стадии подписания контракта, что не дает возможности оператору электронной площадки вернуть денежные средства, внесенные поставщиком в качестве обеспечения заявки, поскольку 44-ФЗ не предусмотрено формирование на ЭП протокола отказа от заключения контракта с единственным поставщиком в случае несогласования контрольного органа, обеспечения для завершения закупки по причине несогласования не разработано. Что в этом случае делать организации? - Наталья (Санкт-Петербург)

Татьяна Павловна: Действия оператора электронной площадки в рассматриваемом случае законны. С учетом того что контроль за соблюдением Закона о контрактной системе операторами электронной площадки осуществляется исключительно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, изменение статуса электронного аукциона и разблокирование средств, внесенных в качестве обоснования заявки, может быть осуществлено исключительно на основании предписания соответствующего органа. В связи с изложенным для снятия блокировки средств, внесенных в качестве обоснования заявки, необходимо в письменной форме с приложением копии решения об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком обратиться в ФАС России.

Zakupki.gov.ru - очень «тяжелый» и часто «зависающий» сайт, что мешает в указанные законодательством сроки размещать на нем необходимую информацию. Сидеть и «ловить» его круглые сутки не всегда предоставляется возможным. Каким образом можно защитить себя от санкций проверяющих органов? - Галина (Челябинск)

Татьяна Павловна: В случае проблем с функционированием сайта с целью избегания возможности применения со стороны контролирующих органов санкций за несоблюдение норм в части размещения информации целесообразно документально фиксировать факт ненадлежащей работы сайта. Данное фиксирование возможно осуществлять путем средств фотофиксации, графического изображения отображения информации на сайте, запросов и переписки со службой поддержки официального сайта.

Скажите, когда предприятиям Республики Крым можно будет участвовать в тендерах на госзакупки РФ? Из каких источников можно будет узнать о грядущем тендере государственных закупок? Александр (Крым, г. Симферополь)

Татьяна Павловна: Вопрос участия в закупках на территории России можно разделить на два момента. Первым моментом для участия в конкурсах, запросах предложений и котировок является необходимость иметь документы, подтверждающие статус участника. Для физических лиц сложности фактически отсутствуют, основное требование - наличие паспорта. Относительно участия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ситуация сложнее. Для данной категории лиц для участия в закупке необходимо иметь документы об их регистрации в качестве таковых. Соответствующие документы необходимо представить в составе заявки на участие в закупке, в частности: выписку из единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей; надлежащим образом заверенный перевод документов о регистрации (для иностранных лиц); документы, подтверждающие право действовать от имени юридического лица. При наличии указанных документов участие в указанных способах закупок становится возможным.

Второй момент - участие в электронных аукционах. В дополнение к указанным выше документам для участия необходимо наличие электронной цифровой подписи, полученной в установленном порядке для участия в закупках, а также получение аккредитации оператора электронной площадки. Ознакомиться с информацией о планируемых, осуществляемых и размещенных закупках возможно на общероссийском официальном сайте для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru.

Должно ли бюджетное учреждение руководствоваться требованиями федерального закона о контрактной системе при заключении лицензионных договоров об использовании прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также договоров об отчуждении исключительных прав на указанные объекты? - Ольга (г. Курган, Курганская область)

Татьяна Павловна: Бюджетное учреждение при расходовании средств обязано руководствоваться положениями 44-ФЗ. Случаи заключения контрактов без проведения процедур отбора поставщика определены в части 1 статьи 93 закона. Кроме того, частью 2 статьи 15 закона определены случаи, при которых бюджетные учреждения вправе производить отбор поставщика в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Таким образом, при принятии решения о порядке заключения указанных в вопросе договоров необходимо учитывать соответствующие нормы.

Так как до настоящего времени так и не появилось никаких официальных разъяснений (имеется в виду - на бумаге) по закупкам у СМП и СОНКО, а количество жалоб на заказчиков, которые отклоняют участников, представивших только декларации, растёт, хотелось бы поподробнее узнать о проведении закупок у субъектов малого предпринимательства и СОНКО, а именно: какие документы, кроме простой декларации, обозначенной в ФЗ-44, может требовать заказчик во второй части заявки от участника для подтверждения его как СМП или СОНКО (конкретно - название документа и на основании какого нормативного акта можно это требовать), можно ли вносить в аукционную документацию требование о том, что, если данные документы не будут представлены, заявка будет отклонена? - Елена (Астрахань)

Татьяна Павловна: В соответствии с действующими номами Закона о контрактной системе заказчик вправе требовать в составе заявки только документы, предусмотренные законом. Статьей 30 закона предусмотрено, что соответствие участника СМП и СОНКО подтверждается декларацией. Таким образом, заказчики не вправе устанавливать в документации о торгах требования о представлении в составе заявки иных документов, а комиссия не вправе отклонять заявку участника, содержащую декларацию. Совместная позиция Минэкономразвития России и ФАС России по данному вопросу изложена в письме от 04.04.2014, с которым можно ознакомиться в том числе на официальном сайте ФАС России.

Каким образом автономное учреждение должно осуществлять закупки в 2014 году, если у него есть ранее утвержденное положение о закупках? Согласно 44-ФЗ или положению о закупках? - Анжелика (Красноярский край)

Татьяна Павловна: Случаи, при которых автономное учреждение, имеющее утвержденное в установленном порядке положение о закупке, обязано руководствоваться при осуществлении закупки нормами 44-ФЗ, указаны в части 4 и 5 статьи 15 Закона 44-ФЗ, а именно расходование предоставленных бюджетных средств на осуществление бюджетных инвестиций, а также расходование бюджетных инвестиций при реализации инвестиционных проектов по объектам капитального строительства.

При проверке будет ли наложен штраф на заказчика, если он не оформил отчет по договору с единственным поставщиком до 100 тыс. руб.? - Перевощикова Любовь (г. Ижевск)

Татьяна Павловна: В настоящее время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность за совершение данного вида правонарушения не предусмотрена, в связи с чем лицо не может быть привлечено к административной ответственности за несоблюдение соответствующей нормы Закона 44-ФЗ.

Возможно ли изменение контракта (снижение цены контракта) на поставку жизненно важных лекарственных средств по ст. 95, ч. 1, п. 5 (изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги) Закона N44-ФЗ? - Виталий (Ульяновск)

Татьяна Павловна: Снижение цены контракта на поставку жизненно важных лекарственных средств возможно осуществить только по соглашению сторон. При этом необходимо применять положения подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 35 Закона о контрактной системе, предусматривающей возможность по соглашению сторон уменьшить цену контракта без изменения объемов предмета контракта. Положения пункта 5 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в рассматриваемом случае не применимы, так как в соответствии с действующим законодательством цена на жизненно важные лекарственные средства подлежит регистрации, а не государственному регулированию.

Можно ли заключать государственный контракт со сроком действия с апреля 2014 г. по февраль 2015 г., а в части взаиморасчетов - до 31 декабря 2014 г. (в частности, закупка ГСМ)? - Анна (Московская область)

Татьяна Павловна: В данном случае заключение такого контракта не нарушает нормы 44-ФЗ при условии указания соответствующих условий оплаты и исполнения контракта в документации о закупке и контракте.

Как оформлять экспертизу на поставки электроэнергии, водоснабжения, теплоснабжения? И надо ли это делать вообще, поскольку в данных областях работают только монополисты, других поставщиков нет и не будет? И как делать экспертизу на услуги по предоставлению Интернета, телефонной связи? - Елена Юр (Астрахань)

Татьяна Павловна: Вопрос подготовки и оформления экспертизы результатов работ не относится к полномочиям ФАС России. Вместе с тем стоит обратить внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе заказчик обязан провести экспертизу результатов исполнения контракта, предметом которой является не только качество оказанной услуги, но и соблюдение условий контракта. При этом по контрактам на оказание услуг энергоснабжения, тепло- и водоснабжения в соответствии с частью 4 этой же статьи заказчик вправе проводить указанную экспертизу своими силами, по сути составив акт об исполнении условий контракта.

В сельских поселениях очень часто практиковался способ закупки на небольшие суммы - выдача сумм под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы. Контракт в таких случаях не заключался. Подотчетное лицо отчитывалось кассовыми, товарными чеками и т.д. по авансовому отчету. Как данный способ закупки будет рассматриваться контролирующим органом? Необходимо ли заключать контракт, в случае если работник приобретает товар или услугу на предприятиях розничной торговли? - Наталья (Республика Бурятия)

Татьяна Павловна: В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации устные формы сделки для юридических лиц запрещены. Вместе с тем сделка, совершение которой оформляется чеком, квитанцией, счетом и прочими документами, признается совершённой в письменной форме. В связи с чем совершение подобным образом сделки на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей, не будет являться нарушением Закона о контрактной системе. В настоящее время планируется внести изменения в закон в части прямого указания данного права.

Мне полезно 2

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!