24 декабря 2014

Порядок удостоверения решений общих собраний в хозяйственных товариществах и обществах

Тематика: 

Ответ:

Отклонение заявки на основании ч. 3 ст. 53 Закона № 44-ФЗ будет правомерным только в том случае, если из анализа документов, предоставленных участником (в том числе, из его учредительных документов), следует, что заключение государственного контракта для такого участника является сделкой, не относящейся к его обычной хозяйственной деятельности, и на эту сделку распространяется требование закона об одобрении крупной сделки.

 

Обоснование:

Результатом рассмотрения заявок на участие в конкурсе является решение конкурсной комиссии о допуске или отклонении заявки на участие в открытом конкурсе (ч. 2, 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).

Для принятия такого решения конкурсной комиссии необходимо установить, отвечает ли заявка требованиям Закона N 44-ФЗ, конкурсной документации и извещению о закупке, а также соответствует ли участник, подавший заявку, требованиям к участнику закупки, указанным в конкурсной документации.

Заявка может быть отклонена в следующих случаях, установленных Законом № 44-ФЗ:

- заявка не отвечает требованиям конкурсной документации (ч. 3 ст. 53 Закона № 44-ФЗ);

- участник закупки не соответствует требованиям конкурсной документации (ч. 3 ст. 53 Закона № 44-ФЗ);

- заявка содержит недостоверные сведения о добросовестности участника, если начальная (максимальная) цена составляет 15 млн руб. и менее и снижена таким участником на 25% и более (ч. 4 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);

- в заявке отсутствует обоснование предлагаемой участником цены контракта, если предметом контракта является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, и начальная (максимальная) цена контракта снижена таким участником на 25% и более (п. 1 ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

Конкурсная комиссия обязана отстранить от участия в конкурсе участника, который указал в заявке недостоверную информацию (ч. 3.1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). Заказчик или конкурсная комиссия в любой момент до заключения контракта должны отстранить от участия в конкурсе участника, если выявлено, что он не соответствует установленным заказчиком требованиям (ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В соответствии с п. 3ст. 53 Закона № 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. Кроме того, в соответствии с п. 3.1 данной нормы, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения

Согласно пп. «е» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения, в случае если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ст. 79 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена необходимость одобрения крупных сделок в установленном данными законами порядке. Аналогичные требования содержат иные законы о юридических лицах.

Пунктом 3 ст. 67.1 ГК РФ установлено, что принятие решения общим собранием участников хозяйственного общества и состав участников этого собрания, присутствовавших при принятии решения, должны быть надлежащим образом подтверждены. Таким образом, протокол общего собрания участников общества, в котором отражено решение об одобрении крупной сделки, но при этом данное решение не подтверждено одним из способов, установленных ст. 67.1 ГК РФ, не является достоверным документом. В этом случае существует риск оспаривания факта одобрения крупной сделки и, как следствие, признания заключенного госконтракта недействительным, то есть не исключается риск неисполнения госконтракта.

Вместе с тем, как показывает анализ судебной практики, отсутствие в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении крупной сделки или предоставление решения в ненадлежащей форме, по мнению судов, означает, что сделка для такого участника не является крупной и заказчик обязан допустить участника, подавшего заявку, к участию в конкурсе. Также заказчик обязан допустить участника к участию в конкурсе, если из документов, представленных этим участником, следует, что одобрение крупной сделки не требует закон, регулирующий правовое положение участника (например, в соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» положение о порядке одобрения крупных сделок не применяется к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества).

В рассматриваемой же ситуации в связи с представлением протокола об одобрении крупной сделки можно сделать вывод, что заключение госконтракта для участника все-таки является крупной сделкой, но эта сделка не одобрена надлежащим образом в порядке, установленном законом. В связи с этим конкурсная комиссия обязана провести анализ учредительных и иных документов участника и сделать вывод о том, не является ли заключение данного госконтракта для участника сделкой, выходящей за рамки его обычной хозяйственной деятельности, и распространяется ли на данную сделку требование закона о предоставлении решения об одобрении крупной сделки. Заказчик вправе отклонить поданную заявку, если, исходя из анализа документов, представленных участником, прямо следует, что сделка не относится к обычной хозяйственной деятельности участника и на нее распространяется требование о представлении решения об одобрении крупной сделки. В ином случае, отклонение заявки участника в связи с предоставлением ненадлежаще оформленного решения об одобрении крупной сделки, будет являться неправомерным.

Мне полезно 0

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!