21 августа 2017

Актуальные изменения в законодательстве о госзакупках

С 1 января 2017 г. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заработал в полную силу, так как вступили в действие многие положения, которые не действовали до нынешнего года. В данной статье напомню об основных новшествах, с целью правильного и своевременного их применения.

Итак, с 01.01.2017 года:

- вступили в силу новые правила планирования по Закону № 44-ФЗ. С этой даты планирование закупок стало осуществляться в общем порядке, предусмотренном данным законом без ранее предусмотренных особенностей. Вступила в силу ч. 11 ст. 21 Закона № 44‑ФЗ, согласно которой заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Таким образом, заказчик не имеет право осуществлять закупки, не предусмотренные планом-графиком. Кодексом об административных нарушениях РФ был дополнен нормами, предусматривающими ответственность за осуществление закупки, не предусмотренной планом-графиком (п.1.6 и п.1.7 ст. 7.30 КоАП РФ).

Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (ред. от 25.01.2017) «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг».

Правила размещения в ЕИС планов закупок и планов-графиков закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1168, которое частично дублирует положения статей  17 и  21 Закона № 44-ФЗ.

- вступила в силу ст. 20 Закона № 44‑ФЗ, устанавливающая обязанность по общественному обсуждению закупок. Случаи, когда общественное обсуждение закупок является обязательным, и порядок такого обсуждения установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 835. В частности, согласно данному постановлению обязательному общественному обсуждению подлежат закупки при начальной цене более одного миллиарда рублей. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены, о чем прямо сказано в ч.3 ст. 20 Закона № 44-ФЗ.

Обязательное общественное обсуждение проводится на сайте единой информационной системы госзакупок (ЕИС), а также в виде очных публичных слушаний, и начинается с даты размещения в системе планов закупок и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком.

При этом, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством РФ, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок, а также порядок такого обсуждения.

- расширены функции Единой информационной системы (ЕИС). С 1 января 2017 года все планы закупок, а также планы-графики размещаются в ЕИС только в структурированном виде. В системе содержится информация о реализации планов закупок и планов-графиков. Кроме того, обеспечивается контроль за соответствием информации, включаемой в документы, формируемые заказчиками при осуществлении закупок, в том числе, условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, информации в протоколе определения поставщика; информации об объеме финансового обеспечения согласно планам закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика и др.

С 26 апреля 2017 г. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за функционирование ЕИС, определено Казначейство России согласно Постановлению Правительства РФ от 13.04.2017 N 442.

- введена обязанность указания в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков идентификационного кода закупки согласно п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ. Идентификационный код закупки был введен с целью обеспечения взаимосвязи документов, составляемых во исполнение госконтрактов. Он формируется с использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию.

С 04.04.2017 г. изменился Порядок формирования идентификационного кода закупки. Данный порядок утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422. В соответствии с пунктом 5 Порядка структура и состав идентификационного кода закупки представляют собой 36-значный цифровой код. Если данный код не указать в документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, то это может повлечь ответственность, установленную п.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

- с 01.01.2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия, ранее работавшие по Федеральному закону от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» перешли на закупки по Закону № 44-ФЗ, согласно изменениям, внесенным Федеральным  законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».

Применение государственными и муниципальными предприятиями Закона № 223-ФЗ возможно как исключение, о чем разъяснения даны, в частности, в Письме Минэкономразвития от 14.09.2016 N Д28и-2342.

Закон № 223-ФЗ можно применять в двух случаях. В первом случае предприятие должно осуществлять закупку за счет безвозмездных и безвозвратных грантов, и если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное. Во втором, предприятие – заказчик выступает в качестве исполнителя по контракту, в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. И на Закон № 44-ФЗ не переходят федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ.

И чтобы иметь право проводить закупки, указанные в ст. 15 Закона № 44-ФЗ, по правилам Закона № 223-ФЗ, таким предприятиям необходимо утвердить или изменить, а также успеть разместить в ЕИС положение о закупке и план закупки.

- название закупки теперь должно выбираться по специальному каталогу, сформированному на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014. Он включает в себя коды каталога, а также соответствующие указанным кодам товары, работы, услуги, которые являются объектами закупки, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги. Формирование и ведение каталога осуществляется в ЕИС. Требования об этом изложены в ч.ч.4 и 5 ст. 23 Закона № 44-ФЗ.

- с 1 января 2017 года Постановлением Правительства РФ от 30.11.2016 № 1270 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)», в связи с чем расширен перечень товаров, работ и услуг, подлежащих нормированию. Данные требования распространяются теперь на федеральные государственные унитарные предприятия. Все коды по ОКПД заменены кодами по ОКПД2, который вступил в силу также 1 января 2017 года. В отношении отдельных видов товаров, работ, услуг определяются их потребительские свойства и иные характеристики, в том числе, предельные цены указанных товаров, работ, услуг.

- с 1 января 2017 года вступила в силу ч.5 ст.99 Закона № 44-ФЗ, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок.

Также с 01.01.2017 вступили в силу Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1367.

 На сайте http://www.roskazna.ru/ приведен Перечень нормативных актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению Федеральным казначейством государственного контроля в соответствии со ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

Итак, основные изменения законодательства о закупках, актуальные в настоящий момент, состоят в том, что запрещено проводить закупки, отсутствующие в плане-графике; название закупки должно выбираться по специальному каталогу; ЕИС контролирует достоверность информации о закупках, установлены требования к обязательному общественному обсуждению закупок; в документации о закупке необходимо указывать ее идентификационный код; унитарные предприятия, за некоторыми исключениями, проводят закупки на основании требованиями Закона № 44-ФЗ, а не 223-ФЗ; расширен перечень товаров, работ и услуг, подлежащих нормированию; мониторинг в сфере закупок проводится по правительственным правилам.

Кроме того, вкратце отмечу, что введен ряд типовых условий для госконтрактов с малым бизнесом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 N 1466. Ведена значимость критериев оценки заявок по строительству особо опасных и сложных объектов на основании Постановления Правительства РФ от 14.11.2016 № 1184. Замечу, что оно действует с 25.11.2016. Ну и последнее, с этого года действует шестая электронная площадка, на которой возможно проведение аукционов в электронной форме по Закону № 44-ФЗ, которая создана Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2933-р.

Мы подготовили для вас подборку из системы Консультант Плюс, которую Вы можете получить бесплатно.


Получить подборку Заполните форму
и подборка будет выслана на указанный email.

Бесплатно
Подборка предоставляется бесплатно, и не требует никаких дополнительных оплат

Просто
Подборка после установки работает на любом компьютере

Лучше не найти
В подборке полная информация по теме в удобном интерфейсе

Мне полезно 4

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!