Между молотом и наковальней: изменения в правилах привлечения к ответственности бухгалтера бюджетного учреждения

Работа бухгалтера сопряжена с большим количеством обязанностей и, соответственно, с ответственностью за исполнение их. Надо постоянно «быть начеку», ведь вся работа находится под пристальным наблюдением контролеров различных уровней и видов, начиная от собственных руководителей и учредителей, заканчивая налоговыми органами и иными государственными контролирующими органами, которым постоянно необходимо отчитываться либо доказывать, что намеренно данные не искажались, реальные факты хозяйственной деятельности не укрывались и налоги искусственно не занижались. Работа «между молотом и наковальней».

Бухгалтеру бюджетной организации по сравнению с бухгалтером коммерческой организации вдвойне сложнее - работать приходится с бюджетными средствами, учет которых подлежит дополнительному строгому контролю. А как следствие этого - большее количество отчетности в различные государственные органы и большее количество процедур по подтверждению каждой операции. Объем работы поэтому вырастает в разы.

Но цель нашей статьи не напугать, а держать в курсе последних изменений не только в области бухгалтерского, налогового учета и отчетности, но и в области ответственности за правонарушения в бюджетной сфере. Она не всегда усугубляется, а порой, наоборот, претерпевает изменения в положительную сторону, устраняя противоречивые нормы либо приводя их в более логическую структуру, где наказание соответствует степени вины.

Минфин напомнил, что считается нецелевым расходованием в бюджетной сфере

Минфин регулярно напоминает, что осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности может, а вот толковать законодательные или иные нормативные правовые акты в части бюджетного законодательства не может. Но после очередной проверки или заданного вопроса является ли то или иное расходование нецелевым, ведомство все-таки дает пояснения и комментарии. Например, если возвращаться к вопросу нецелевого расходования бюджетных средств, в своем письме от 09.07.2019 N 02-09-06/1/50753 Минфин напомнил, что показатели бюджетной сметы, не соответствующие основаниям и целям формирования лимитов бюджетных обязательств, не говорят о нецелевом использовании бюджетных средств при условии, что эти средства были израсходованы согласно тем обоснованиям бюджетных ассигнований, исходя из которых лимиты бюджетных обязательств были сформированы.

При этом несоответствие показателей бюджетной сметы доведенным лимитам бюджетных обязательств, в том числе обусловленное некорректным применением КОСГУ, является нарушением порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы.

Такой вывод Минфин озвучивал и ранее.

Срок давности привлечения к ответственности увеличился

В связи с принятием Федерального закона от 26.07.2019 N 220-ФЗ "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с 26 июля 2019 года срок давности для правонарушений в бюджетной сфере изменился.

Срок давности по ниже перечисленным нарушениям увеличился с одного до двух лет за:

Данные изменения потребовались, чтобы устранить некоторые противоречия между несколькими законодательными актами, а иногда и между отдельными нормами самого КоАп РФ. Например, в вопросах, для которых была предусмотрена мера ответственности в виде дисквалификации.  В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по таким правонарушениям срок давности был более года, хотя в ч. 3 этой же статьи срок для такой меры ответственности был установлен год. Казначейство считало, что необходимо применять срок давности – один год (Письмо Казначейства России от 27.10.2017 N 07-04-05/09-826 "О сроках давности привлечения к административной ответственности"), Верховный суд – более продолжительный срок (Определением Верховного Суда РФ от 19.04.2018 N 46-ПЭК18 отказано в передаче дела N А33-414/2017 в Президиум Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке надзора данного определения.). С 26-го июля 2019 года данное противоречие устранили, введя в часть 3 статьи 4.5 КоАП РФ уточнения, что, если наказание за нарушение предусматривает дисквалификацию, годичный срок применяется только в том случае, если более продолжительный срок не установлен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Новые нормы и правила Кодекса об административных правонарушений РФ в области бюджетного и бухгалтерского учета и отчетности для организаций бюджетной сферы

С 9 июня 2019, в соответствии с Федеральным законом от 29.05.2019 N 113-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", правила привлечения к ответственности за правонарушения в области бюджетного и бухгалтерского учета и отчетности для организаций бюджетной сферы изменились.

➤ Степень ответственности теперь будет определяться (или возможно – устанавливаться) в зависимости от вида нарушения, которые разделены на три категории: незначительное, значительное и грубое нарушение. Незначительное и значительное искажение определяется только по числовым значениям, грубое нарушение помимо числовых значений имеет дополнительные критерии. При этом данные критерии отличаются от ранее установленных Минфином.

➤ Не было отдельной нормы по ответственности бухгалтеров бюджетной организации и для них применялись те же нормы, что и для бухгалтеров коммерческих организаций. Сейчас выделены отдельные нормы именно для бюджетных организаций.

➤ Бухгалтера не будут штрафовать за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае:

  • если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни,
  • непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

➤ За грубое нарушение требований ведения бухучета и отчетности по ст. 15.11 КоАП РФ теперь должностных организаций бюджетной сферы не штрафуют.

➤ Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации (расчета) и уплаты на основании такой налоговой декларации (расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уплаты соответствующих пеней;
  • представления бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):
  • до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности".

➤ Ответственность должностных лиц разных видов учреждений за нарушения, связанные с бюджетными сметами и учетом бюджетных ассигнований, ЛБО и принятых обязательств была одинаковая (ст. 15.15.7 КоАП РФ). Теперь она зависит от вида учреждения.

Еще по теме

Видеосеминар

Как исправить ошибки в бухотчетности

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Работник, который направлен в командировку, опоздал на рейс по своей вине. Как оформить отмену командировки и можно ли удержать с ...

10
20.11.2019

Удержать с работника стоимость билетов можно в том случае, если...

К чему готовиться бизнесу в ближайшие три года

40317.10.2019

В системе КонсультантПлюс подготовлен обзор представленных Минфином России направлений бюджетной и налоговой политики на период до 2022 года.

-
Приказ Минспорта России от 01.10.2019 N 786 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной...

Повышены с 1 октября 2019 г. в 1,043 раза размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной госуда...
ИБ РоссийскоеЗаконодательство
-
<Письмо> ФНС России от 29.10.2019 N СД-4-3/22175@ "О порядке заполнения раздела 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость"

Для новых льгот по НДС приведены коды операций, отражаемые в налоговой декларации Речь идет об изменениях, внесенных в НК РФ Федеральными законами от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 26.07....
Российское законодательство

Подпишитесь на рассылку

Мы ежедневно анализируем законодательство и отбираем документы, необходимые в работе бухгалтеров, юристов, кадровиков и руководителей. Выберете те рассылки, которые будут полезны вам.
Подписаться
наверх
Обратная связь.