ВОПРОС
В течение одного периода есть несколько договоров по 223-ФЗ на одни и те же услуги с одной организацией. Один договор не превышает 100 тыс. руб. Не нарушаем ли закон?
ОТВЕТ
Несмотря на то, что закон 223-ФЗ не регулирует вопросы дробления, заключение нескольких договоров на одни и те же услуги на один период с одним исполнителем на общую сумму, превышающую 100 тысяч рублей, может быть признано нарушением законодательства о конкуренции. Однако такая практика по закону 223-ФЗ является исключительной редкостью в настоящее время.
Также это может быть признано нарушением законодательства о закупках, если в Положении о закупках заказчика есть нормы, ограничивающие такие действия.
В случае, если общая стоимость договоров менее 100 тысяч рублей, риска привлечения к ответственности нет.
ОБОСНОВАНИЕ
Вопрос дробления закупок Законом N 223-ФЗ не регулируется. Вы можете закупать одноименные товары, работы или услуги несколькими мелкими закупками за определенный период, если это не запрещено вашим положением о закупке (см. Письмо Минэкономразвития России от 15.06.2016 N ОГ-Д28-7314). Однако не следует злоупотреблять данным правом, это может привести к необоснованному ограничению конкуренции. Не заключайте несколько договоров до 100 (500) тыс. руб., если одновременно соблюдаются два условия:
- вы приобретаете одноименную продукцию или совершаете ряд взаимосвязанных сделок в течение непродолжительного периода времени (например, в одном месяце заключили три договора на косметический ремонт в трех кабинетах вашего офиса);
- общая стоимость одноименных товаров, работ, услуг или взаимосвязанных сделок превышает ту предельную сумму, свыше которой в соответствии с вашим положением вы должны проводить конкурентные процедуры.
Такие закупки могут признать нарушением ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, а договоры недействительными по иску контролирующих органов или заинтересованных поставщиков.
Готовое решение: Какие особенности учесть заказчику при закупке малого объема (до 100 тыс. руб. или 500 тыс. руб.) по Закону N 223-ФЗ (КонсультантПлюс, 2019)
Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) устанавливает, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлены основные принципы, которыми должны руководствоваться субъекты при осуществлении закупок товаров, работ, услуг:
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.