27 сентября 2018

Законно ли требование к обеспечению заявок для контрактов менее 1 млн рублей?

Вопрос

У нас имеются закупки в плане-графике (НМЦК менее 1 млн.руб.), у которых установлено требование к обеспечению заявок. Является это нарушением законодательства или заказчик может на свое усмотрение устанавливать требование к обеспечению заявок для закупок менее 1 млн.руб.?

Ответ

Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика на свое усмотрение устанавливать требование к обеспечению заявок для закупок менее 1 млн.руб. В случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, требование об обеспечении заявок неправомерно.

Обоснование

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 "Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах" с 01.07.2018 г. заказчик обязан требовать от участников конкурсов и аукционов обеспечение заявки, только если НМЦК превысит 1 млн руб.

 Таким образом, в случае если НМЦК не превышает один миллион рублей, требование об обеспечении заявок неправомерно.

На основании ч. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона N 44-ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы предусмотрены нормами ст. ст. 105, 106 Закона N 44-ФЗ.

Согласно ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок (ФАС России) принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости - о совершении действий, предусмотренных ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ (составляет протоколы об административных правонарушениях, выдает предписания об устранении нарушений, обращается в суды с исками о признании осуществленных закупок недействительными).

Как следует из ч. 1 ст. 107 Закона N 44-ФЗ, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ установление требований к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к указанной статье следует, что под должностным лицом в том числе следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

Таким образом, в случае признания жалобы обоснованной соответствующий орган ФАС России может выдать заказчику предписание об устранении нарушений, а также обратиться в суд с иском о признании осуществленной закупки недействительной.

Руководитель органа местного самоуправления, принявший решение о включении в документацию об электронном аукционе требования об обеспечении заявки с превышением размера, установленного законодательством, может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.30КоАП РФ.


 

На вопрос отвечала:

С. А. Томкина, 
консультант ИПЦ "Консультант+Аскон"

Бюджетники
Заказать консультацию
Мне полезно 0
Обратная связь