Является ли бонусная карта товаром?

ВОПРОС

Клиент покупает бонусную карту. Можно ли вернуть ее в течение 14 дней с момента покупки как другие товары?

ОТВЕТ

Российское законодательство не содержит понятия бонусной карты и не регулирует правоотношения, связанные с ее обращением, в том числе по вопросам обмена подарочных карт на денежный эквивалент. Как правило, условия ее обращения устанавливаются самим продавцом. Вместе с тем данная карта не является товаром, к ней не применимы нормы о возврате товара в течение 14 дней.

Однако, на наш взгляд, покупатель вправе требовать возврата денежных средств за приобретение бонусной карты (более подробно в Обосновании).

 

ОБОСНОВАНИЕ

По общему правилу, согласно ст. 22 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закона N 2300-1) требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1 продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку его качества. Возврат денег должен быть осуществлен в течение 10 дней. Проверка качества (а в случае спора о причинах возникновения недостатков - и экспертиза) должна быть проведена в установленный для возврата денег срок, т.е. в 10 дней. В случае требования потребителя о возврате уплаченной суммы он по требованию продавца и за его счет должен возвратить ему товар с недостатками (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).

Согласно ст. 25 Закона РФ N 2300-1 потребитель может обменять непродовольственный товар надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, при условии, что указанный товар не подошел ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или по иным причинам. Иными словами, Закон РФ N 2300-1 не предоставляет потребителю права немотивированного возврата качественного товара, то есть возвратить такой товар продавцу покупатель может только при наличии любой из указанных причин.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

Перед тем как воспользоваться данным правом, необходимо учесть, что существует перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату или обмену.

Вместе с тем такой порядок применим только в случае возврата покупателем товара.

Однако нормативное регулирование правоотношений с использованием бонусной карты отличается несовершенством, так как теория и практика российского гражданского права до сих пор не выработали концепции правовой природы бонусной карты.

Юридическая неопределенность статуса бонусной карты связана в первую очередь с отсутствием легального определения.

По смыслу и цели выпуска бонусной карты она не предназначена для оплаты товара у третьего лица (не у самого юридического лица, выдавшего бонусную карту).

Правовая сущность бонусной карты не существует по причине отсутствия в полном объеме признаков, позволяющих отнести ее к конкретному институту гражданского права.

В связи с вышеизложенным, не представляется возможным ответить на вопросы, связанные с обращением подарочного сертификата, в том числе по вопросам обмена подарочных карт на денежный эквивалент.

Однако бонусная карта не является договором купли-продажи в классическом смысле (не происходит передача товара при оплате бонусной карты). Бонусная карта, как правило, лишь удостоверяет право ее держателя приобрести у лица, выпустившего карту, товары, работы или услуги на сумму, уменьшенную на процент скидки (т.е. право на заключение розничного договора купли-продажи с применением скидки, накоплением бонусов и т.д.).

При этом нормативно признать бонусную карту валютой, ценной бумагой или их заменой нельзя по причине наличия прямого запрета в ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и невозможности расширения перечня ценных бумаг, установленных ст. 143 ГК РФ и Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Кроме того, уплаченную за приобретение бонусной карты денежную сумму нельзя рассматривать как плату за данный документ, поскольку отдельно от заложенной в нем ценности он никакого самостоятельного имущественного блага не создает, равно как и не влечет какой-либо иной положительный экономический эффект для него. При таких обстоятельствах внесенную денежную сумму следует рассматривать как аванс (предоплату) за предоставление в дальнейшем исполнения продавцом в соответствии с условиями проведения маркетинговой акции.

Продавец вправе отказать потребителю в предоставлении соответствующего исполнения, если тот к нему обратился за пределами срока, указанного в бонусной карте, поскольку закону такое договорное условие само по себе не противоречит. В соответствии с п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. А сам по себе договор розничной купли-продажи в данном случае является публичным (ст. 426 ГК РФ).

Правомерность отказа не означает наличие у продавца права не возвращать полученные от потребителя денежные средства, поскольку прекращение договора не должно приводить к неосновательному обогащению одной из его сторон. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон (п. 4 ст. 453 ГК РФ). Вместе с тем данная правовая норма касается только случая расторжения договора, а не его прекращения в связи с истечением срока действия. При прекращении договора в связи с истечением срока его действия обязательства сторон прекращаются, и у продавца отпадает основание для удержания полученной от потребителя денежной суммы, что влечет необходимость ее возврата. При отказе ее вернуть добровольно на сумму неосновательного обогащения также подлежат начислению штрафные проценты по ст. 395 ГК РФ.

Более того, даже для случая расторжения договора в судебной практике используется тот же самый подход о недопустимости неосновательного обогащения. В пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35 на этот счет прямо предусмотрено, что, если при рассмотрении спора, связанного с расторжением договора, по которому одна из сторон передала в собственность другой стороне какое-либо имущество, судом установлено нарушение эквивалентности встречных предоставлений вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей одной из сторон, сторона, передавшая имущество, вправе требовать возврата переданного другой стороне в той мере, в какой это нарушает согласованную сторонами эквивалентность встречных предоставлений.

Таким образом, отсутствие у потребителя права получить товары, работы или услуги от продавца не лишает его возможности потребовать возврата уплаченной за приобретенную карту денежной суммы в качестве неосновательного обогащения. В ином случае будет нарушен принцип эквивалентности встречного предоставления, что является недопустимым, поэтому оснований для отказа в возврате уплаченной потребителем денежной суммы не имеется (Апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.2015 по делу N 33-38908/15).

Обоснованность такого подхода выражается в том, что при прекращении договора в связи с истечением срока его действия все обязательства сторон, связанные с его исполнением, прекращаются. Стороны уже не вправе требовать друг от друга их исполнения. Между тем основания для удержания продавцом внесенных ему потребителем денежных средств отпадают, поскольку больше нет сделки, при исполнении которой в расчетах бонусная карта используется как средство платежа. Так как никакого встречного исполнения за полученные деньги со своей стороны продавец не предоставил, у него нет права отказать в возврате потребителю платы за неиспользованный сертификат (Апелляционное определение Воронежского областного суда от 16.07.2015 по делу N 33-3885).

Использование продавцом различных маркетинговых акций не должно снижать уровень правовых гарантий, предоставляемых потребителям, а также ставить их в неравное положение по сравнению с иными потребителями, которые приобретают товары и услуги на общих основаниях на условиях разовых сделок купли-продажи. В первом случае речь идет также об их возмездном приобретении с той только несущественной разницей, что деньги в качестве аванса вносятся заранее и потребитель располагает возможностью в дальнейшем в пределах срока действия бонусной карты реализовать выбор продукции.

Автор ответа:

С.А. Токмина,

консультант Аскон по юридическим вопросам

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Может ли политическая нестабильность в стране командирования стать основанием для возврата денежных средств за авиабилеты?

14
16.09.2019

Пунктом 227 Общих правил перечислены случаи вынужденного отказа пассажира от перевозки, среди которых...

Кто обязан перечислять пособия на карты "Мир"

12804.09.2019

В КонсультантПлюс представлены материалы по перечислению пособий на карту «Мир».

- 68702
Приказ Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр "Об утверждении Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства" (Зарегистрировано в...

Установлен порядок расчета индексов изменения сметной стоимости строительства
Российское законодательство
-
Приказ Ространснадзора от 09.07.2019 N ВБ-575фс "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных о...

Утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по которым предусматриваетс...
ИБ РоссийскоеЗаконодательство
наверх
Обратная связь.