Что делать, когда в лицензии не совпадают фактический и юридический адреса? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Вправе ли компания осуществлять деятельность по транспортированию отходов по...

Вправе ли компания осуществлять деятельность по транспортированию отходов по лицензии, в которой адрес фактический и юридический не совпадают?


автор ответа,

Вопрос

У нас есть лицензия на транспортирование отходов, где указаны два разных адреса (новый юридический адрес (он же на сегодня фактический) и старый адрес - адрес места осуществления лиценз. деятельности). Можем ли мы осуществлять сегодня деятельность на транспортирование по лицензии, в которой указаны два разных адреса, где адрес юридический не совпадает с фактическим? Какие возможны последствия для нас (штрафы, проверки и т.д.)?

Ответ

Организация может осуществлять деятельность по транспортированию отходов по адресам, указанным в лицензии. Неосуществление лицензируемого вида деятельности по одному из адресов не является нарушением лицензионных требований, и, следовательно, не влечет наступления административной ответственности по данному факту.

Однако в случае, если общество не находится по юридическому адресу, то налоговый орган может признать данное обстоятельство недостоверными сведениями о юридическом лице, содержащимися в ЕГРЮЛ. В этом случае последствия использования компанией недостоверного адреса могут быть для нее самыми неблагоприятными (более подробно изложено в обосновании).

Обоснование

Лицензия подлежит переоформлению в случаях, в том числе адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закона N 99-ФЗ)).

Согласно части 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением в том числе выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии. Иное является нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В соответствии с частью 9 указанной статьи при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять работы, оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, но не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062).

Пунктом 7 Положения о лицензировании также предусмотрено, что при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов).

Таким образом, организация может осуществлять деятельность по транспортированию отходов по адресам, указанным в лицензии. Неосуществление лицензируемого вида деятельности по одному из адресов не является нарушением лицензионных требований, и, следовательно, не влечет наступления административной ответственности по данному факту.

Однако, в случае, если общество не находится по юридическому адресу, то налоговый орган может признать данное обстоятельство недостоверными сведениями о юридическом лице, содержащимися в ЕГРЮЛ.

О недостоверности адреса компании могут свидетельствовать и такие обстоятельства, как: отсутствие объекта недвижимости с таким адресом; существование объекта незавершенного строительства с условным адресом; отсутствие волеизъявления собственника на предоставление возможности использовать адрес принадлежащего ему помещения; информация о массовой регистрации по указанному адресу от правоохранительных органов, сведения от оператора почтовой связи об отсутствии компании по месту нахождения и др. В качестве недостоверного также рассматривается неполный адрес: например, содержащий только информацию о субъекте РФ, улице и номере дома без указания номера квартиры, офиса, поскольку в этом случае связь с компанией невозможна (Постановление ФАС Уральского округа от 23.04.2014 N Ф09-1641/14 по делу N А71-8776/2013).

С 01.01.2016 регистратор получил право проверять достоверность сведений, включенных или включаемых в ЕГРЮЛ, с учетом возражений, которые смогут представлять любые заинтересованные лица, а также пояснений и документов, представленных самой компанией. Регистратор вправе не только запрашивать объяснения и документы, но и проводить осмотр помещений, используемых под адрес. В случае выявления недостоверности сведений в регистрации может быть отказано. При поступлении возражений от заинтересованного лица относительно сведений о компании в ЕГРЮЛ либо по результатам собственной проверки регистратора последний вносит запись о недостоверности таких сведений и запрашивает мнение самой компании, у которой есть 30 дней, чтобы дать ответ. Если мотивированного ответа в опровержение нет, запись о недостоверности сведений о компании остается в ЕГРЮЛ.

Изменение адреса в ЕГРЮЛ осуществляется путем подачи заявления о том, что принято такое решение, и последующей подачи документов для смены адреса по истечении 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии компанией решения о смене адреса (Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Последствия использования компанией недостоверного адреса могут быть для нее самыми неблагоприятными. Она может не получить судебные извещения, документы от контрагентов, а также от проверяющих органов, что лишит ее возможности оперативно отреагировать (ст. 165.1 ГК РФ). Например, не получив извещение из суда, она может пропустить судебный процесс, с нее могут быть взысканы деньги, а обжаловать решение из-за пропуска срока будет невозможно. Из-за использования недостоверного адреса банк, в котором компании открыт счет, может посчитать ее фирмой-однодневкой, ввести заградительные тарифы, закрыть счет.

Налоговая инспекция может обратиться с иском о принудительной ликвидации компании (п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Из судебной практики можно привести и другие примеры негативных последствий использования компанией недостоверного адреса:

- недопущение организации к участию в аукционе.

Использование компанией недостоверного адреса может закрыть ей доступ на участие в торгах. Такое основание для отказа в допуске к торгам может быть предусмотрено в документации о закупке (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2015 N Ф05-11323/2015 по делу N А40-149511/14).

Однако если организация недостоверный адрес не использовала, а просто указала ошибочно в своей заявке, то такое нарушение является несущественным и не может быть достаточным основанием для отказа в допуске к торгам (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.06.2013 по делу N А10-3947/2012 (Определением ВАС РФ от 28.10.2013 N ВАС-13797/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления));

- отказ в госрегистрации вновь создаваемого общества путем реорганизации.

Использование обществом недостоверного адреса может послужить основанием для отказа в регистрации на основании пп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Перечень обстоятельств, свидетельствующих о том, что адрес является недостоверным, приведен в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление Пленума N 61):

1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);

2) адрес не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта.

В п. 2 Постановления N 61 и в пп. "р" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ нет указания на конкретный вид регистрации, в которой может быть отказано. Поэтому речь идет не только о регистрации при создании, но и о регистрации смены адреса, а также регистрации общества, создаваемого путем реорганизации.

Кроме того, использование недостоверного юридического адреса наряду с другими факторами может привести к принудительной ликвидации компании (п. 6 Постановления Пленума N 61). Основанием для применения такой крайней меры является установление судом совокупности следующих обстоятельств: отсутствие компании по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, наличие у нее признаков недействующего юридического лица (несдача отчетности, отсутствие операций хотя бы по одному счету в течение года), отсутствие информации о месте ее нахождения, что свидетельствует о совершении грубого и неустранимого нарушения. В этом случае суд удовлетворяет иск о принудительной ликвидации компании, возлагает обязанность на ее учредителя составить ликвидационный баланс и завершить ликвидацию. В связи с этим с целью недопущения такого положения вещей необходимо использовать только достоверные адреса.

 

На вопрос отвечала:

С.А. Токмина, 
консультант ИПЦ "Консультант+Аскон"

#Бухгалтер #Юрист #Специалист по кадрам #Бюджетник #Юрист

В избранное PDF

Уведомления