У сотрудника задолженность по предыдущему авансовому отчету - можно ли выдать еще деньги? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > У сотрудника задолженность по предыдущему авансовому отчету. Возможно ли ему...

13721 Горячая тема В избранное PDF

У сотрудника задолженность по предыдущему авансовому отчету. Возможно ли ему выдать деньги под отчет с удержанием задолженности?


автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению в бюджетных организациях

ВОПРОС

В организации сотрудник ежемесячно ездит в командировки. Возможно ли выдать деньги под отчет за минусом остатка от предыдущего авансового отчета по его заявлению и с просьбой выдать деньги под отчет с удержанием задолженности?

ОТВЕТ

Такого порядка выдачи денег под отчет законодательство не содержит.

Выдача наличных денег под отчет допускается при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, по которым наступил срок представления авансового отчета (п. 214 Инструкции N 157н).

Учреждение вправе, как это указано в п. 214 Инструкции N 157н, выдавать подотчетным лицам несколько подотчетных сумм при условии, что в день выдачи каждой из сумм не наступил срок представления авансового отчета по всем ранее выданным подотчетным суммам. Например, когда сотрудника направили в новую командировку до истечения срока отчета по первой (п. 214 Инструкции № 157н,  п. 6.3 Указаний ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У). 

Если работник вернулся из командировки и в течение установленного срока не отчитался и не вернул подотчетные суммы, то учреждению следует принять меры по взысканию суммы ранее выданного аванса, в частности, ее можно удержать из заработной платы работника.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно ст. 168 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возместить ему:

  • расходы на проезд;
  • расходы на наем жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовые договоры о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов РФ, работникам территориальных фондов обязательного медицинского страхования или государственных учреждений субъектов РФ, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответственно.

Пунктом 6.3 Указаний N 3210-У* установлено, что выдача работнику под отчет наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна осуществляться на основании:

  • либо письменного заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме (указанное заявление должно содержать запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату, аналогичные требования установлены в п. 213 Инструкции N 157н**);
  • либо распорядительного документа учреждения (приказа, распоряжения и т.д.). Такой распорядительный документ должен оформляться на каждую выдачу наличных денег с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер документа.

Денежные средства, выданные под отчет, можно использовать только на те цели, на которые они были выданы. 

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, в бюджетных учреждениях регламентированы Положением об особенностях направления работников в служебные командировки***.

Согласно п. 26 Положения, подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (а при их отсутствии - руководителю учреждения) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.

Установление учреждением срока для представления авансового отчета, превышающего три рабочих дня со дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня возвращения работника из служебной командировки, неправомерно.

При этом срок представления работником, которому не выдавался денежный аванс, отчета об израсходованных в связи со служебной командировкой денежных средствах действующим законодательством РФ, не установлен. В случае, когда вопросы порядка возмещения работником, которому не выдавался денежный аванс, расходов, произведенных им в командировке (в частности, сроки представления авансового отчета), не урегулированы нормативными правовыми актами, определение данного порядка возможно локальным нормативным актом работодателя.

Обратите внимание, в соответствии с  п. 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов на проезд и наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Исходя из данной нормы, работодатель перед направлением сотрудников в служебную командировку обязан выдать им денежный аванс. Законодательством не предусмотрена возможность направления работников в служебную командировку за счет средств самого работника.

Государственные и муниципальные учреждения вправе, как это указано в п. 214 Инструкции N 157н, выдавать подотчетным лицам несколько подотчетных сумм при условии, что в день выдачи каждой из сумм не наступил срок представления авансового отчета по всем ранее выданным подотчетным суммам.

Если работник своевременно не представит авансовый отчет, а также не вернет ранее полученную под отчет сумму денежных средств, то у него образуется задолженность перед учреждением.

В соответствии со ст. 137 ТК РФ сумму невозвращенного аванса работодатель вправе удержать из заработной платы работника. Однако одновременно должны быть соблюдены следующие условия:

  • работник не оспаривает оснований и размеров удержаний;
  • удержание производится не позднее чем через один месяц со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса;
  • общий размер удержаний при каждой выплате заработной платы не превышает 20%.

При пропуске месячного срока удержания или несогласии работника возвращать денежные средства, выданные ранее под отчет, взыскание задолженности осуществляется в судебном порядке.

*Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 19.06.2017) "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"

 ** Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 28.12.2018) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"

***Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (ред. от 29.07.2015) "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (вместе с "Положением об особенностях направления работников в служебные командировки")

Уведомления