21 августа 2017

Необходимо ли по ГПД, заключаемым в рамках ФЗ № 44, включать в план-график информацию о налогах по таким договорам?

Вопрос

Необходимо ли по договорам гражданско-правового характера, заключаемых в рамках ФЗ №44, включать в план-график информацию о налогах по таким договорам?

Ответ

Анализ правоприменительной практики позволяет прийти к выводу, что в настоящее время существует законодательный пробел в рамках исследуемого вопроса, что, в свою очередь, повлекло за собой возникновение двух противоположных позиций.

В этой связи во избежание возникновения спорных ситуаций рекомендуем обратиться за получением актуальных официальных разъяснений по данному вопросу в Минэкономразвития России.

Обоснование

В силу норм статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что данным законом регулируются правоотношения, в том числе, связанные с заключением гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона (далее – контракт).

При этом положения нормы подпункта 2 пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ закрепляют исчерпывающий перечень информации, которая подлежит включению в план-график закупок. Данный перечень содержит упоминание, в том числе, о необходимости указания в плане-графике начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В равной степени, схожие нормы содержаться и в пункте 11 Постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».

Начальная максимальная цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.

Однако ни в самом Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ, ни в Методических рекомендациях по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (утв. Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567) не содержится прямого указания о том, должен ли заказчик включать в начальную максимальную цену контракта НДС.

В самом Приказе Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 в пункте 3.17 имеется лишь кратное упоминание о том, что заказчику при подготовке расчетов НМЦК рекомендуется применять коэффициенты или индексы для учета всех условий закупки, включая изменение налогообложения.

При этом, как было отмечено в Письме Минэкономразвития России от 08.06.2015 N Д28и-1524, положениями статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не установлена обязанность заказчика отдельно рассчитывать налог на добавленную стоимость при обосновании начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Кроме того, в Письме от 29.08.2014 N 02-02-09/43300 Минфин России подчеркнул, что заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Между тем, существует и противоположная позиция. В частности, в случае, если заказчик при расчете НМЦК не указал НДС, а победителем закупки было признано лицо, применяющее НДС, в процессе исполнения такого контракта могут возникнуть сложности, связанные с механизмом оплаты.

В случае если, наоборот, заказчик осуществит подсчет НМЦК с НДС, а победитель будет применять упрощенную систему налогообложения, оплата будет производиться по цене победителя закупок в установленном в контракте размере вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя (Письма Минэкономразвития России от 19.08.2016 N ОГ-Д28-9909, от 13.07.2016 N Д28и-1775, от 05.07.2016 N Д28и-1720, от 19.05.2016 N Д28и-1430, от 10.05.2016 N Д28и-1305, от 10.05.2016 N Д28и-1300, от 04.05.2016 N Д28и-1201, от 18.03.2016 N Д28и-704, от 16.03.2016 N ОГ-Д28-3730, от 18.12.2015 N Д28и-3785, от 18.12.2015 N Д28и-3723, от 16.12.2015 N Д28и-3635).

Соответственно, включение НДС в НМЦК в случае, когда поставка товара, выполнение работ или оказание услуг облагаются НДС, по мнению некоторых авторов является предпочтительным способом, поскольку позволяет заказчику избежать возникновения проблемных ситуаций с победителями.

Таким образом, анализ правоприменительной практики позволяет прийти к выводу, что в настоящее время существует законодательный пробел в рамках исследуемого вопроса, что, в свою очередь, повлекло за собой возникновение двух противоположных позиций. В этой связи во избежание возникновения спорных ситуаций рекомендуем обратиться за получением актуальных официальных разъяснений по данному вопросу в Минэкономразвития России.

На вопрос отвечала:
Виктория Александровна Лексина, 

консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

Бюджетники
Заказать консультацию
Мне полезно 0

Офис

+7(812) 703-3834

Горячая линия

(812) 644-5535

Давайте дружить!