Необходимо ли обеспечение при заключении контракта между бюджетными учреждениями?

ВОПРОС

Бюджетное учреждение заключает контракт с другим бюджетным учреждением: по 4.п.93 ст.44-фз, с единственным поставщиком.

В контракте нужно прописать авансирование. Была информация о том, что контракты между бюджетными учреждениями могут быть с авансированием, но без обеспечения. Так ли это? Есть ли льгота по авансированию? Будет ли законно приравнять бюджетное учреждению к казенному, опираясь на Постановление Правительства СПб от 06.02.2019 № 42 (разъяснение по п.7 "в размере до 15 % по сумме контракта")?

ОТВЕТ

По Закону N 44-ФЗ правило об обеспечении не распространяется на казенное учреждение. Если учреждение является бюджетным, а не казенным, то указанное учреждение обязано будет предоставить обеспечение исполнения контракта в случае определения его поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и если такое требование будет установлено в документации о закупке.

Льготы по авансированию действующим законодательством не предусмотрены.

По нашему мнению, не будет законным приравнять бюджетное к казенному учреждению, опираясь на п.7 "в размере до 15 % по сумме контракта" Постановления N 42.

ОБОСНОВАНИЕ

При закупках по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 44-ФЗ) должны соблюдаться правила, которые касаются максимального размера аванса.

Фиксированного максимального размера аванса сам Закон N 44-ФЗ напрямую не устанавливает, но этот размер может зависеть от устанавливаемого размера обеспечения исполнения контракта.

Кроме того, правила, которые ограничивают максимальный размер аванса или даже вообще исключают возможность авансирования при закупках по Закона N 44-ФЗ, могут быть установлены нормативными правовыми актами на уровне Правительства РФ (в отношении закупок получателей средств федерального бюджета), высшего исполнительного органа субъекта РФ (в отношении закупок получателей средств бюджета субъекта РФ), местной администрации (в отношении закупок получателей средств муниципального бюджета).

Соответственно, если заказчик осуществляет закупку за счет средств бюджета субъекта РФ или муниципального образования, он должен придерживаться ограничений, установленных в соответствующем субъекте РФ.

Если заказчик осуществляет закупку за счет средств федерального бюджета, а также если заказчик является федеральным бюджетным или автономным учреждением, то при установлении аванса он должен придерживаться правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496 (ред. от 28.11.2018) "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" (вместе с "Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета").

По общему правилу, заказчик при осуществлении закупки вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта при проведении (ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ):

  • запроса котировок в электронной форме (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.);
  • в отдельных случаях запроса предложений в электронной форме;
  • в ряде случаев закупки у единственного поставщика, а именно в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

В остальных случаях проведения закупки заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

При этом обеспечение исполнения контракта не предоставляет, даже если есть такое требование (ч. 8, 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ):

  • казенное учреждение, если с ним заключают контракт в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • банк (кредитная организация) по контрактам на выдачу кредита либо банковской гарантии бюджетному учреждению или унитарному предприятию;
  • участник, с которым заключается контракт по итогам закупки у СМП и СОНО, если до заключения контракта предоставит информацию из реестра контрактов, подтверждающую, что в течение трех лет до подачи заявки исполнил три контракта без штрафов и пеней. При этом общая сумма контрактов должна быть не менее НМЦК.

Таким образом, если учреждение является бюджетным, а не казенным, то положения вышеуказанной статьи на него не распространяются, а также указанное учреждение обязано будет предоставить обеспечение исполнения контракта в случае определения его поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и если такое требование будет установлено в документации о закупке (Письмо Минэкономразвития России от 14.05.2014 N Д28и-801).

При этом Закон N 44-ФЗ не содержит положений о том, что контракты между бюджетными учреждениями могут быть с авансированием, но без обеспечения. Аналогичных положений не содержит и законодательство Санкт-Петербурга. При заключении контракта между бюджетными учреждениями необходимо руководствоваться общими нормами Закона N 44-ФЗ.

Пунктом 7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2019 N 42 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее – Постановление N 42) установлено, что исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственные им казенные учреждения Санкт-Петербурга при заключении контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в порядке, установленном бюджетным законодательством, вправе предусматривать авансовые платежи:

в размере до 100 процентов суммы контракта - по контрактам о предоставлении услуг связи, приобретении печатных изданий, выполнении образовательных программ дополнительного профессионального образования, об участии в конференциях (семинарах), о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, путевок в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи на период отдыха с декабря 2019 года по январь 2020 года, по контрактам, связанным с проведением мероприятий за пределами Санкт-Петербурга в рамках международного и регионального сотрудничества, по контрактам, заключаемым с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, биржами, информационными, аналитическими и рейтинговыми организациями при осуществлении полномочий по управлению государственным долгом Санкт-Петербурга, по контрактам о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также по контрактам, заключаемым в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", по контрактам, связанным с проведением проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, проведением проверки проектной документации в целях подготовки заключения о признании проектной документации модифицированной проектной документацией;

в размере до 15 процентов от суммы контракта - по остальным контрактам, не указанным в абзаце втором настоящего пункта и в пункте 7.1 постановления.

Казенное учреждение - это государственное или муниципальное учреждение, которое за счет средств соответствующего бюджета обеспечивает реализацию полномочий органов государственной власти или местного самоуправления.

Казенные учреждения являются некоммерческими организациями. Они создаются для того, чтобы (ст. 6 БК РФ):

  • оказывать (выполнять) государственные (муниципальные) услуги (работы). Казенным учреждением может быть, в частности, многофункциональный центр (МФЦ), служба занятости, психиатрическая больница, культурно-досуговый центр, архив;
  • исполнять государственные (муниципальные) функции. Это управленческие функции, связанные с властью, - контроль, надзор и т.д. Например, государственное казенное учреждение может контролировать проектирование и строительство определенных объектов. Управленческие функции органов местного самоуправления, которые являются муниципальными казенными учреждениями, в частности местной администрации, состоят в основном в решении вопросов местного значения (ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 41 Закона о местном самоуправлении).

По общему правилу, государственные (муниципальные) функции может исполнять только казенное учреждение. Бюджетные и автономные учреждения такие задачи не выполняют (п. 6 Распоряжения Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р, Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036).

Соответственно, по нашему мнению, не будет законным приравнять бюджетное к казенному учреждению, опираясь на Постановление N 42.

Автор ответа:

С.А. Токмина,

консультант Аскон по юридическим вопросам

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Зачем нужен сертификат СТ-1?

20
17.09.2019

При вывозе товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза сертификат о происхождении товара необходимо оформить в случае...

Кто обязан перечислять пособия на карты "Мир"

17104.09.2019

В КонсультантПлюс представлены материалы по перечислению пособий на карту «Мир».

- 68702
Приказ Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр "Об утверждении Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства" (Зарегистрировано в...

Установлен порядок расчета индексов изменения сметной стоимости строительства
Российское законодательство
-
Приказ Ространснадзора от 09.07.2019 N ВБ-575фс "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных о...

Утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по которым предусматриваетс...
ИБ РоссийскоеЗаконодательство
наверх
Обратная связь.