29 января 2018

Можно ли заключить госконтракт «задним числом», включив в него уже оказанные услуги?

Вопрос

 Может ли казенное учреждение заключить контракт по п. 22 ст. 93 ФЗ-44 (ед. источник) на управление многоквартирным домом, в котором имеются помещения, находящиеся в госсобственности, «задним числом»?

Заключение контракта осуществляется не конкурентным способом. Услуги уже оказаны.

Можем ли мы применить ч. 2 ст. 425 ГК РФ, распространив условия договора на отношения сторон, возникшие с 01.01.2017, и оплатить (вернее, возместить расходы) за фактически оказанные нам услуги по договору, заключенному в феврале 2018 года?

Ответ 

Заключение государственного контракта «задним числом» и включение в него положения, согласно которому условия контракта распространяются на отношения сторон, возникшие до его заключения, действующим законодательством о контрактной системе закупок не допускается.

Обоснование 

В отсутствие контракта, который заключен с соблюдением порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ, фактическое выполнение работ или оказание услуг не подлежат оплате. Соответствующая позиция была выработана судами в период действия Закона № 94-ФЗ, в частности, при рассмотрении споров по взысканию в качестве неосновательного обогащения задолженности за подрядные работы, выполненные для государственных или муниципальных нужд (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 № 18045/12, от 04.06.2013 № 37/13).

Суды указывали, что в силу п. 4 ст. 1109 ГК РФ денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, не подлежат возврату как неосновательное обогащение, если приобретатель докажет, что лицо, которое требует возврата имущества, знало об отсутствии обязательства. Подрядчик, выполняющий работы для государственного (муниципального) заказчика, не может не знать, что он действует без заключения контракта, т.е. при очевидном отсутствии обязательства.

Данный подход подтвержден п. 7 Обзора судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165). Президиум ВАС РФ отметил, что в силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии контракта работы открывало бы для недобросовестных исполнителей и государственных заказчиков возможность приобретать незаконные имущественные выгоды.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 425 ГК РФ контракт становится обязательным для сторон с момента его заключения и по общему правилу действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.

Государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, заключаются и оплачиваются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств (абз. 1 п. 5 ст. 161 БК РФ).

По общему правилу гражданско-правовой договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ). Стороны гражданско-правового договора, отношения между которыми фактически уже существовали, вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к отношениям, возникшим до его заключения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (п. 2 ст. 425 ГК РФ).

Однако в государственный (муниципальный) контракт включать положение, согласно которому условия контракта распространяются на отношения сторон, возникшие до его заключения, не допускается. Этот вывод также следует из Писем Минэкономразвития России от 03.08.2015 № Д28и-2286, от 22.06.2015 № Д28и-1815, от 22.01.2015 № Д28и-118.

Вопрос о возможности заключения контракта позднее даты его фактического исполнения рассмотрен так же в Письме Минэкономразвития России от 02.10.2015 № Д28и-2847, от 29.07.2015 № ОГ-Д28-10150: «Относительно возможности заключения контракта позднее даты его фактического исполнения отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 94 исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, возможность заключения контракта позднее даты его фактического исполнения положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрена»

Следует вывод: лицам, планирующим осуществлять выполнение работ, оказание услуг государственным и муниципальным заказчикам, не рекомендуется заключать с заказчиками договоры в порядке, который отличается от предусмотренного Законом № 44-ФЗ о контрактной системе закупок. Обязательным условием заключения государственного (муниципального) контракта является соблюдение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Для заказчика существует риск применения ответственности по ст. 7.30 КоАП РФ, а для поставщика – риск неполучения денег за оказанные услуги, выполненные работы, поставленный товар.

лексина

На вопрос отвечала:
В. А. Лексина, 

консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

Бюджетники
Заказать консультацию
Мне полезно 0
Обратная связь