Если сократить работника, являющегося заместителем председателя участковой избирательной комиссии? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Можно ли уволить по сокращению работника, являющегося заместителем председателя...

9940 Горячая тема В избранное PDF

Можно ли уволить по сокращению работника, являющегося заместителем председателя участковой избирательной комиссии?


автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву

ВОПРОС

Наша организация ликвидируется. Один сотрудник - внешний совместитель, работающий по срочному трудовому договору, уведомил нас, что является заместителем председателя участковой избирательной комиссии и указывает на то, что в соответствии с п.19 ст.29 Федерального Закона № 67-ФЗ он не может быть уволен по инициативе работодателя.

Подскажите, пожалуйста, правомерно ли будет его увольнение в связи с ликвидацией подразделения как внешнего совместителя по сокращению?

ОТВЕТ

Правомерность увольнения работника - совместителя, заместителя председателя УИК, - по инициативе работодателя неоднозначна, сложно доказуема.

В описанной ситуации увольнение работника – заместителя председателя УИК - влечет за собой высокую вероятность судебного регулирования данного трудового спора. При принятии решения о возможном расторжении трудового договора с таким работником следует учитывать разные решения судебных инстанций по данному вопросу и различия в расходах работодателя в случае увольнения работника-совместителя (заместителя председателя УИК) по инициативе работодателя до срока истечения трудового договора и в случае окончания срока трудового договора.

ОБОСНОВАНИЕ

Запрет на увольнение по инициативе работодателя работников - членов избирательных комиссий - не является абсолютным. В настоящее время большинство судебных решений о правомерности по инициативе работодателя увольнения работников – членов участковых избирательных комиссий - основываются на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указывающей, что суд, рассматривающий соответствующий иск о восстановлении на работе члена избирательной комиссии, должен, проверяя обстоятельства дела, выяснить, не являлось ли увольнение способом оказания давления на лицо, исполняющее публично значимые функции члена избирательной комиссии, и не было ли оно обусловлено обстоятельствами, которые могли бы свидетельствовать о дискриминации этого лица или о злоупотреблении работодателем своим правом на расторжение с ним трудового договора. Только при установлении таких обстоятельств увольнение должно признаваться незаконным (Определение от 03.07.2007 года N 514-О-О, Определении от 16.01.2007 N 160-О-П, Определение от 01.06.2010 N 840-О-О, Определение от 26.01.2017 N 36-О; Постановление от 20 февраля 1996 года N 5-П). Данная позиция в основном количестве рассмотренных дел касается наличия виновных действий работника, побудивших работодателя начать процедуру увольнения работника по инициативе работодателя, хотя применяется и в ситуациях, подобных рассматриваемой.

Основными правовыми аспектами, ограничивающими работодателя в увольнении заместителя председателя УИК, работающего на условиях совместительства, являются:

  1. - Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ установлено равенство права работника, заключившего трудовой договор как на условиях совместительства, так и по основному месту работы.
  2. - Законодательство, регулирующее избирательное право и устанавливающее особые охранные меры для трудовой деятельности членов УИК, не делает особых различий в трудовой деятельности членов участковых избирательных комиссий, работающих на основном месте работы или на условиях совместительства, а именно: пункт 19 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гласит: «Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу». Не детализируются условия трудовой деятельности членов комиссии, не детализируются причины, побудившие работодателя уволить данного работника.
  3. - Основываясь на равенстве права любого гражданина, независимо от условий трудового договора (ст.ст. 2, 60.1, 282, 287 ТК РФ) инспекция труда определяет невозможность по инициативе работодателя увольнения работника (Вопрос-ответ // Онлайнинспекция.РФ, дата обращения: 11.07.2018, номер в ИБ 239346).
  4. - Ограничения на увольнение члена УИК начинают действовать с момента, когда работодателю стал известен факт членства работника  в избирательной комиссии. Способ уведомления об юридически значимых событиях вероятнее всего не был определен сторонами трудовых отношений, а значит, действует Статья 165.1. "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, определяющая, что юридически значимые сообщения, т.е. «заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон».

Выбранный работником способ уведомления работодателя вполне законен.

Приведенные выше ограничения создают значительные сложности (если не сказать – прямой запрет) увольнению по инициативе работодателя работника, трудящегося по срочному трудовому договору на условиях совместительства, и в момент увольнения по инициативе работодателя, исполняющего обязанности заместителя председателя УИК.

#Специалист по кадрам

В избранное PDF

Уведомления