Может ли политическая нестабильность в стране командирования стать основанием для возврата денежных средств за авиабилеты?

ВОПРОС

В компании для командировки сотрудников приобретены билеты для перелета в Гонконг. Там же забронированы номера в отеле. В настоящее время в Гонконге наблюдается достаточно напряженная обстановка (волнения, демонстрации), по этой причине командировка отменяется. Билеты на самолет и бронь отелей невозвратные. Имеются ли правовые основания (возможно, соглашение с КНР, некая конвенция) в связи с нестабильным политическим положением (форс-мажор) в Гонконге просить возврата денежных средств за авиабилеты и бронь в отеле?

ОТВЕТ

Отсутствуют нормативные акты, устанавливающие правовые основания (в том числе отсутствует соглашение с КНР, некая конвенция) в связи с нестабильным политическим положением (форс-мажор) в Гонконге просить возврата денежных средств за авиабилеты и бронь в отеле.

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики получили право устанавливать свои правила воздушных перевозок при условии, что они не противоречат федеральным и не ухудшают уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Ряд российских авиаперевозчиков такие правила имеют. Другие не торопятся их принимать, пользуясь Общими правилами, утвержденными Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82.

В соответствии с п. 228 Общих правил в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства вынужденного отказа.

На основании п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Согласно п. п. 232, 235 Общих правил возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.

Возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155.

Однако пунктом 227 Общих правил перечислены случаи вынужденного отказа пассажира от перевозки, среди которых отсутствует такое основание как нестабильное политическое положение (форс-мажор) в стране.

В большинстве стран действует иная система регулирования перевозок. Там государственное вмешательство в отношения по договору воздушной перевозки, наоборот, носит фрагментарный характер и касается лишь наиболее важных прав потребителя (право при бронировании перевозки на получение полной информации о вариантах следования, компенсация причиненного пассажиру или грузовладельцу ущерба, обслуживание в случае задержек при перевозке).

Зарубежные, а теперь и некоторые российские авиакомпании, выполняющие международные перевозки, самостоятельно устанавливают свои правила перевозок, но при их составлении активно используют условия перевозок пассажиров и грузов, рекомендуемые Международной ассоциацией воздушного транспорта - ИАТА: Общие условия перевозок (пассажиры и багаж) - резолюция ИАТА N 1724 и Условия перевозок грузов - резолюция ИАТА N 1601 (далее - Условия перевозок ИАТА). ИАТА - это международная неправительственная организация, членами которой является абсолютное большинство авиатранспортных предприятий. В рамках этой организации также разработаны и постоянно совершенствуются специальные правила и рекомендации по ряду других вопросов международных воздушных перевозок. В их число, например, входят Правила перевозок опасных грузов, применение которых санкционировано авиационными властями многих стран. При международных воздушных перевозках всеми авиакомпаниями применяется разработанная ИАТА единая типовая форма транспортной документации (пассажирского авиабилета и грузовой накладной). Правила и рекомендации ИАТА обычно имеют форму резолюций, принимаемых на созываемых в рамках этой организации конференциях и региональных совещаниях по условиям перевозок и тарифам. Они не обязательны к применению, однако могут рассматриваться как обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ).

Вместе с тем, правила применения тарифов Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) не предусматривают возврат перевозчиком денежных средств пассажиру за неиспользованный билет, в том числе в связи с нестабильным политическим положением (форс-мажор) в Гонконге.

Кроме того, отсутствуют нормативные акты (в том числе отсутствует соглашение с КНР, некая конвенция) в связи с нестабильным политическим положением (форс-мажор) в Гонконге просить возврата денежных средств за авиабилеты и бронь в отеле.

Автор ответа:

С.А. Токмина,

консультант Аскон по юридическим вопросам

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Как предъявить иск к должнику по новым правилам, если нет идентифицирующих сведений о нем?

16
14.10.2019

В настоящее время законодательство пока не предусматривает, каким образом компаниям получать указанную информацию о гражданах-должниках.

Процессуальная реформа: как судиться с 1 октября

3403.10.2019

С 1 октября 2019 года вступили в силу многочисленные изменения, которые затронут участников как арбитражных, так и гражданских процессов.

- 68702
Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1276 "О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств"

С 1 ноября 2019 года в технический осмотр транспортных средств для перевозки пассажиров и грузовых автомобилей будет включаться проверка наличия тахографа и его состояние
Российское законодательство
- 68702
<Письмо> Ростехнадзора от 13.08.2019 N 11-00-15/7862 "О лицензировании"

Разъяснен вопрос об определении адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности при эксплуатации опасного производственного объекта
Российское законодательство
наверх
Обратная связь.