Может ли организация принять в расходы по УСН затраты на маркетинговые услуги? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Может ли организация принять в расходы по УСН затраты на маркетинговые услуги?

6283 Горячая тема В избранное PDF

Может ли организация принять в расходы по УСН затраты на маркетинговые услуги?


автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

Организация оказывает услуги общественного питания (ресторан). Применяет УСН «Доходы минус расходы».

В ходе хозяйственной деятельности был заключен договор на проведение маркетинговых исследований по сбору информации, необходимой для формулировки эмоционального позиционирования ресторана. Проводились глубинные интервью посетителей: подготовка инструментария, проведение интервью, анализ интервью, отчет.

Просьба дать ответ со ссылкой на нормативную базу. Можно ли принять данные услуги к налоговому учету по УСН?

ОТВЕТ

На ваш вопрос нет однозначного ответа. Принятие затрат на маркетинговые услуги к налоговому учету по УСН может вызвать претензии со стороны налоговых органов. Организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации, применяющие УСН, вправе списывать материальные расходы.

Организации, применяющие УСН, учитывают материальные расходы в соответствии с порядком, предусмотренным для налогообложения прибыли (ст. 254 НК РФ). Подпункт 6 п. 1 этой статьи относит к материальным расходам затраты на приобретение услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или ИП.

Перечень материальных расходов не является исчерпывающим. В их состав могут быть включены и другие документально подтвержденные затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства и реализации.

Ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не определяет перечень документов, которые должны быть оформлены заказчиком и организацией-исполнителем при приеме-передаче результата маркетинговых исследований.

Суды принимают претензии налоговиков к расходам на маркетинговые услуги в случае, если в документах есть только названия выполненных работ или оказанных услуг (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.05.2017 N Ф06-19919/2017 по делу N А65-29333/201, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.12.2017 N Ф04-5263/2017 по делу N А27-3537/2017, Постановление АС ЦО от 08.10.2019 N Ф10-4814/2019 по делу N А35-3954/2018).

Поэтому во избежание споров с налоговой инспекцией целесообразно подготовить документы, подтверждающие необходимость проведения таких исследований.

Также есть судебная практика, подтверждающая, что в перечень расходов, предусмотренный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, такой вид расходов, как маркетинговые услуги, не входит, следовательно, включение его в расходы при расчете налога по УСН неправомерно (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.10.2015 N Ф04-25496/2015).

Минфин в своем письме от 20.05.2019 N 03-11-11/36060 указал на то, что расходы на приобретение услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются в составе расходов на дату оплаты их поставщикам или проведения зачета взаимных требований. При этом данные услуги должны быть уже оказаны сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями.

Ранее Минфин занимал следующую позицию: «В перечне расходов, приведенном в ст.346.16 Кодекса, не поименованы расходы на оплату бухгалтерских и маркетинговых услуг, оказываемых сторонними организациями. Исходя из изложенного, налогоплательщик не вправе уменьшить полученные доходы на указанные затраты при определении объекта налогообложения по единому налогу» (Письмо Минфина РФ от 22.10.2004 N 03-03-02-04/1/31).

Таким образом, на ваш вопрос нет однозначного ответа. Принятие затрат на маркетинговые услуги к налоговому учету по УСН может вызвать претензии со стороны налоговых органов. Организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

Уведомления