Может ли магазин рекомендовать покупателю товар?

ВОПРОС

Вправе ли розничный магазин (продавец) при продаже продовольственных товаров рекомендовать их покупателям по признаку полезности для здоровья? Какие требования законодательства и какие риски в случае размещения рядом с товаром рекомендации к покупке?

ОТВЕТ

Розничный магазин (продавец) вправе при продаже продовольственных товаров рекомендовать их покупателям по признаку полезности для здоровья. Законом запрет не установлен.

Однако в данном случае магазин (продавец) в случае размещения рядом с товаром рекомендации к покупке несет риск признания данных действий обманом потребителя (злоупотреблением доверием), что влечет наступление ответственности.

ОБОСНОВАНИЕ

Потребитель вправе потребовать у изготовителя (исполнителя, продавца) необходимую и достоверную информацию о реализуемых им товарах (работах, услугах) (п. 1 ст. 8 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

В свою очередь, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона N 2300-1; п. 1 ст. 495 ГК РФ).

Такая информация обязательно должна содержать (п. 2 ст. 10 Закона N 2300-1):

  1. 1. Наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара.
  2. 2. Сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). В отношении продуктов питания потребителю должны быть предоставлены сведения о составе, наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, БАДов, информация о наличии компонентов, полученных с применением ГМО, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.
  3. 3. Цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
  4. 4. Гарантийный срок, если он установлен.
  5. 5. Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг).
  6. 6. Информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
  7. 7. Срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
  8. 8. Адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
  9. 9. Информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг).
  10. 10. Информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
  11. 11. Указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги).
  12. 12. Указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
  13. 13. Если приобретаемый вами товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), вам должна быть предоставлена информация об этом.

Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров включает сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (п. 3 ст. 10 Закона N 2300-1).

В отношении отдельных видов товаров (работ, услуг) могут быть установлены дополнительные требования к содержанию информации о таких товарах (работах, услугах) (п. 1 ст. 10 Закона N 2300-1).

При этом продавец (изготовитель) вправе предоставить иную информацию относительно свойств товара, в том числе по признаку полезности здоровья. Продавец также не лишен права рекомендовать товар к приобретению.

Однако злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре недопустимо и влечет наступление ответственности.

Существует несколько форм обмана потребителя, в частности (часть 2 статьи 14.7 КоАП РФ; пп. 4, 5 п. 1 разд. IV Обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора за 2017 год; п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) к одной из таких форм относится:

  • введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) - продажа либо передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве продукции. Также сюда можно отнести злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре.

Административная ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара, в том числе при реализации товара, предусмотрена и ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ. В соответствии с ней осуществление указанных действий, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 14.33 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Такие действия могут быть совершены в организациях, реализующих товары, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями в сфере торговли (услуг), как должностными лицами, так и иными работниками (например, продавцами или кассирами) указанных хозяйствующих субъектов (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18).

При этом действует презумпция отсутствия у потребителя специальных знаний (п. 4 ст. 12 Закона N 2300-1, п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

Кроме того, в случае причинения вреда вследствие недостатков товара за недостоверное предоставление информации о товаре, такой вред возмещается продавцом в полном объеме независимо от вины (ст. ст. 1095 - 1097 ГК РФ, п. 3 ст. 12, подп. 1 - 4 ст. 14 Закона N 2300-1, п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г.).

Потребителю также предоставлено право на компенсацию морального вреда в случае нарушения его прав (в том числе имущественных) независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (при наличии вины исполнителя) (ст. 15 Закона N 2300-1).

Автор ответа:

С.А. Токмина,

консультант Аскон по юридическим вопросам

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Возможна ли уступка права требования по государственному контракту с казначейским сопровождением?

30
20.09.2019

Любая переуступка права требования по государственным контрактам, по мнению Минфина России, в настоящее время...

Кто обязан перечислять пособия на карты "Мир"

21504.09.2019

В КонсультантПлюс представлены материалы по перечислению пособий на карту «Мир».

- 68701
Вопрос: Каков порядок предоставления перерывов для обогревания и отдыха? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл....

Ответ: Порядок предоставления перерывов для обогревания и отдыха предусматривается отраслевыми нормативными актами либо устанавливается непосредственно работодателем. В правилах вн...
Вопросы-ответы (Финансист)
- 68701
Вопрос: Каков порядок перевода работника в другое структурное подразделение, расположенное в иной местности? (Консультация эксперта, Роструд, 2019)

Ответ: Для перевода работника в другое структурное подразделение, расположенное в другой местности, необходимо получить письменное согласие работника, заключить с ним дополнительно...
Вопросы-ответы (Финансист)
наверх
Обратная связь.