Может ли бюджетная организация закупить технику по 44-ФЗ вместо испорченной в результате аварии?

ВОПРОС

В муниципальной организации рванула батарея. Протечка была устранена, в результате аварии затоплена техника, можно ли закупить технику по п.9 ч. 1 ст. 93 44 ФЗ?

ОТВЕТ

По нашему мнению, муниципальная организация вправе закупить технику по п.9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ при наличии соответствующих оснований (более подробно в Обосновании).

ОБОСНОВАНИЕ

Пунктом 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закона N 44-ФЗ) установлена возможность закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера), и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. При этом заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ носит исключительный характер.

Положения данного пункта предусматривают несколько оснований осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика):

  • вследствие аварии;
  • иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
  • непреодолимой силы;
  • возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме.

При этом обязательными условиями применения указанного пункта являются:

  • отсутствие в утвержденном Правительством РФ перечне товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2013 г. N 1765-р "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера");
  • заключение контракта в количестве и объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме;
  • причинно-следственная связь между возникшей ситуацией и негативными последствиями, которые наступили;
  • -отсутствие целесообразности применения иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих временных затрат.

При этом такой контракт должен быть заключен незамедлительно после возникшей ситуации. Заключение контракта значительно позднее ставит под сомнение его правомерность (п. 9 ч. 1 с. 93 Закона N 44-ФЗ). В случае если у заказчика есть возможность провести конкурентные процедуры, в том числе запрос котировок в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, заказчик не вправе осуществлять закупку на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В законодательстве Российской Федерации термин "авария" употребляется достаточно часто, например, в сфере водоснабжения: "авария" - повреждение или разрушение объектов централизованной системы горячего водоснабжения, приводящее к ограничению или прекращению горячего водоснабжения, создающее угрозу жизни и здоровью людей или наносящее вред окружающей среде..." (Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83").

Вместе с тем можно дать общее определение понятия аварии: внезапное разрушение или повреждение чего-либо, которое может сопровождаться негативными последствиями для окружающей среды (в том числе для зданий, оборудования, техники и т.д.) и повлечь опасность для жизни и здоровья людей.

Как правило, авария должна фиксироваться соответствующим актом.

Таким образом, Закон N 44-ФЗ предусматривает возможность заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера при наличии соответствующего акта.

Автор ответа:

С.А. Токмина,

консультант Аскон по юридическим вопросам

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Как рассчитать стоимость доли участника ООО?

15
25.06.2019

Порядок определения действительной стоимости доли, подлежащей выплате участнику общества...

Изменения по онлайн-кассам: к чему готовиться?

15911.06.2019

С июля закончится отсрочка по контрольно-кассовой технике для ряда операций.

- 68702
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2019 N 15 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 м...

Верховный Суд РФ дополнил разъяснения по вопросам применения законодательства о незаконном обороте оружия и боеприпасов
Российское законодательство
- 68702
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.06.2019 N 24-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части...

Конституционный Суд РФ запретил органам власти возвращать без рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия, ссылаясь на недостаточность форм и методов обеспечения б...
Российское законодательство
наверх
Обратная связь