14 сентября 2018

Контракт по гособоронзаказу: является ли нарушением провести оплату соисполнителю через обычный расчетный счет?

Вопрос

Мы являемся исполнителем второго уровня по госконтракту гособоронзаказа. По контракту мы обязаны открыть лицевой счет в Управлении федерального казначейства. Наш заказчик готов рассчитаться с нами за 1 этап работ, однако ему ещё не поступили средства от гос.заказчика на его лицевой счет в казначействе. Можем ли мы провести оплату за выполненные работы с обычного расчетного счета нашего заказчика на обычный расчетный счет исполнителя (нас)?

Ответ

О возможности оплаты заказчиком выполненных исполнителем работ с обычного расчетного счета заказчика на обычный расчетный счет исполнителя официальные разъяснения отсутствуют. Нормы действующего законодательства, регулирующего исполнение гособоронзаказа предусматривают, что по общему правилу заказчики, головные исполнители и исполнители государственного оборонного заказа используют для расчетов по контрактам только специальные счета. При этом неполучение бюджетных средств не освобождает заказчика от обязательства по своевременной оплате выполненных работ. Таким образом, если в рассматриваемой ситуации в соответствии с условиями заключенного контракта срок исполнения обязательства по оплате 1-го этапа наступил, то заказчик вправе осуществить оплату исполнителю со своего расчетного счета. Впоследствии при получении бюджетных средств заказчик должен будет обосновать списание денег на свой расчетный счет, которые ранее были уплачены им исполнителю с расчетного счета.

Обоснование

Как установлено п.7 ст.7  Федерального закона от 29.12.2012 N 275 "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон   N 275) государственный заказчик использует для расчетов по государственному контракту только отдельный счет, открытый в уполномоченном банке головному исполнителю, с которым у государственного заказчика заключен государственный контракт, при наличии у такого головного исполнителя договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком.

В соответствии с п.8 ст. 7 Закона N 275 государственный заказчик обеспечивает авансирование и оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственных контрактов.

Как предусмотрено пунктами 6, 7 ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Закона N 275 головной исполнитель и исполнитель государственного оборонного заказа используют для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком

Таким образом, Федеральный закон от 29.12.2012 N 275 "О государственном оборонном заказе" устанавливает правило для участников гособоронзаказа, согласно которому все расчеты, связанные с его исполнением должны проводиться через специальные счета в целях контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 N 1680 утверждены Правила казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, согласно которым установлен режим лицевого счета заказчика, головного исполнителя, исполнителя гособоронзаказа.

Как установлено п.13 Постановления Правительства РФ от 28.12.2017 N 1680 режим лицевого счета предусматривает, в том числе, осуществление операций по зачислению и списанию средств при указании в платежных документах, в государственном контракте, контракте (договоре), а также в документах-основаниях идентификатора государственного контракта,

Согласно подпункту "б" данного пункта осуществление операций по зачислению и списанию средств, за исключением списания средств на счета, открытые в кредитной организации головному исполнителю (исполнителю) - в целях оплаты фактически выполненных работ (оказанных услуг, поставленной продукции), источником финансового обеспечения которых являются средства, в случае если головной исполнитель (исполнитель) не привлекает для выполнения таких работ (оказания таких услуг и изготовления такой продукции) иных исполнителей, при условии представления документов-оснований,.

Согласно подпункту "в" данного пункта перечисление в случаях, установленных актами Правительства Российской Федерации, средств, за исключением средств, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется с лицевых счетов на счета в кредитных организациях, открытые головным исполнителям (исполнителям), после получения от государственного заказчика территориальным органом Федерального казначейства уведомления государственного заказчика о полном исполнении государственного контракта.

О возможности оплаты заказчиком выполненных исполнителем работ с обычного расчетного счета заказчика на обычный расчетный счет исполнителя официальные разъяснения отсутствуют.

Как предусмотрено п.16 и 21 Постановления Правительства РФ от 28.12.2017 N 1680 санкционирование расходов при казначейском сопровождении средств осуществляется в соответствии с представляемыми головным исполнителем (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета сведениями об операциях с целевыми средствами, сформированными в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации. Территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку представленного головным исполнителем (исполнителем) платежного документа на предмет наличия в платежном документе указания об операциях по зачислению и списанию средств на лицевом счете, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 13 настоящих Правил.

Таким образом, представляется, что впоследствии при получении бюджетных средств заказчик должен будет обосновать списание денег на свой расчетный счет, которые ранее были уплачены им исполнителю с расчетного счета.

Судебная практика по аналогичной ситуации отсутствует. Однако, статьей 7.32.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностного лица государственного заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, предусмотренного государственным контрактом в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Однако, так же следует учитывать, что согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Следовательно, если у заказчика  наступил срок оплаты исполнителю согласно условиям контракта о гособоронзаказе, то это обязательство должно быть исполнено в срок. Неполучение бюджетных средств не освобождает заказчика от этого обязательства, что подтверждается судебной практикой. Таким образом, если в рассматриваемой ситуации в соответствии с условиями заключенного контракта срок исполнения обязательства по оплате 1-го этапа наступил, то заказчик вправе осуществить оплату исполнителю со своего расчетного счета.

На вопрос отвечала:

В.А. Лексина,   

консультант ИПЦ "Консультант+Аскон"

Юристу
Заказать консультацию
Мне полезно 0
Обратная связь