Как раскрыть иностранного бенефициарного владельца?

ВОПРОС

Учредитель нашей организации – иностранная организация, владеющая 100% уставного капитала.

В соответствии с законодательством РФ, мы должны определить бенефициарного владельца. Мы написали учредителю официальное письмо с просьбой предоставить информацию о бенефициарных владельцах. В ответ получили письмо о том, что бенефициарный владелец не может быть определен.

При этом мы располагаем информацией, что учредителем нашего учредителя также является юридическое лицо.

Вопрос:

1. Достаточно ли будет наших действий и ответа от нашего учредителя для того, чтобы считать, что мы приняли все обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»?

2. Грозит ли нашей организации штраф за отсутствие информации о нашем бенефициарном владельце?

ОТВЕТ

1. Законом не установлено однозначных требований к действиям организации, направленным для установления бенефициарных владельцев. Однако представляется, что приведенных действий может быть недостаточно для избежания последствий непредоставления сведений о бенефициарных владельцах в установленном порядке, поскольку требуется подтверждение того, что организация предприняла все возможные меры по установлению бенефициарного владельца. Рекомендуется предпринять иные действия, такие как обращение к общедоступным источникам информации, запрос в уполномоченные органы страны учредителя, запрос доступа к учредительным документам учредителя, обращение к судебной практике и т.д.

2. За неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 14.25.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф:

  • для должностных лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • для общества - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Помимо привлечения к административной ответственности могут быть применены иные последствия, в частности, отказ в совершении операций с денежными средствами, отклонение заявки при участии в госзакупках.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно пункту 1 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Росфинмониторингом подготовлены Методические рекомендации по установлению сведений о бенефициарных владельцах (далее - Методические рекомендации) в целях оказания методической помощи субъектам первичного финансового мониторинга по организации и осуществлению ими внутреннего контроля. Задача Методических рекомендаций - повышение эффективности процедур идентификации клиентов (представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), а также оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Методические рекомендации основаны на законодательстве в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, действующем на момент их опубликования. Согласно Методических указаний выявление бенефициарных владельцев может проводиться следующими способами:

  • а) включение в договор с клиентом (публичную оферту для клиентов) обязанности последнего представлять сведения о своих бенефициарных владельцах,
  • б) анкетирование клиента (направление клиенту запроса, составленного самостоятельно с учетом перечня сведений, необходимых для идентификации бенефициарного владельца, установленных соответствующими нормативными правовыми актами),
  • в) изучение учредительных документов клиентов - юридических лиц, устный опрос клиента с фиксированием сведений в анкете бенефициарного владельца клиента,
  • г) использование внешних доступных субъекту первичного финансового мониторинга на законных основаниях источников информации (например, общедоступные средства массовой информации, Интернет, коммерческие базы данных (СПАРК, X-Compliance, Коммерсант-Картотека и пр.).

Признание физического лица бенефициарным владельцем клиента должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у субъекта документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице, как непосредственно представленных клиентом, так и полученными субъектом самостоятельно.

Несмотря на то, что данные Методические указания имеют целью идентификацию бенефициарных владельцев клиентов организаций, а не собственных учредителей, указанные методы могут быть использованы всеми организациями по аналогии.

2.1. Как собирается информация о бенефициарах

Для получения обществом информации о своих бенефициарных владельцах нужно:

  • Подготовить запрос.

    Форма и содержание запроса не установлены законодательством, поэтому его можно составить в свободной форме.

  • Направить запрос всем своим участникам.

    Запрос рекомендуем направлять письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по адресам, находящимся в списке участников (акционеров), а также по иным адресам, имеющимся в распоряжении общества.

    Направление запроса таким образом позволит в случае необходимости доказать исполнение обязанности, установленной ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов (Информационное сообщение Росфинмониторинга "О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах").

  • Дождаться ответа.

    Лица, получившие запрос, обязаны представить необходимые сведения (п. 5 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов). Однако никакой ответственности за непредоставление сведений для них не предусмотрено.

Что делать, если лицо не ответило на запрос либо не представило сведения по нему

В такой ситуации рекомендуем:

  • Получить сведения из открытых источников информации.

    Например, запросить выписку из ЕГРЮЛ, посмотреть информацию в картотеке арбитражных дел и т.п.

    Если владелец доли в уставном капитале (акций) - иностранное юридическое лицо, то можно запросить выписку из торгового реестра страны учреждения либо происхождения иностранного лица.

  • Обратиться в суд с требованием о понуждении лица представить соответствующие сведения.

Совершение указанных действий позволит, по нашему мнению, подтвердить принятие обществом обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению своих бенефициаров, так как принятие таких мер обязательно в соответствии с п. 1 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов.

Кроме того, это позволит снизить риск привлечения общества к административной ответственности за неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах.

3. Каковы последствия нераскрытия информации о бенефициарных владельцах

За неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах общество привлекается к ответственности по ст. 14.25.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф в размере:

  • для должностных лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • для общества - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Если общество не представит информацию о бенефициарных владельцах организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, то в выполнении распоряжения общества о совершении операции могут отказать (п. 11 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, п. 15 Письма Росфинмониторинга от 15.02.2019 N 04-02-01/3276).

Готовое решение: Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах (КонсультантПлюс, 2019)

Автор ответа:

Е.М. Тараненко,

консультант Аскон по юридическим вопросам

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Возможна ли уступка права требования по государственному контракту с казначейским сопровождением?

30
20.09.2019

Любая переуступка права требования по государственным контрактам, по мнению Минфина России, в настоящее время...

Кто обязан перечислять пособия на карты "Мир"

21504.09.2019

В КонсультантПлюс представлены материалы по перечислению пособий на карту «Мир».

- 68701
Вопрос: Каков порядок предоставления перерывов для обогревания и отдыха? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл....

Ответ: Порядок предоставления перерывов для обогревания и отдыха предусматривается отраслевыми нормативными актами либо устанавливается непосредственно работодателем. В правилах вн...
Вопросы-ответы (Финансист)
- 68701
Вопрос: Каков порядок перевода работника в другое структурное подразделение, расположенное в иной местности? (Консультация эксперта, Роструд, 2019)

Ответ: Для перевода работника в другое структурное подразделение, расположенное в другой местности, необходимо получить письменное согласие работника, заключить с ним дополнительно...
Вопросы-ответы (Финансист)
наверх
Обратная связь.