Как раскрыть иностранного бенефициарного владельца?

ВОПРОС

Учредитель нашей организации – иностранная организация, владеющая 100% уставного капитала.

В соответствии с законодательством РФ, мы должны определить бенефициарного владельца. Мы написали учредителю официальное письмо с просьбой предоставить информацию о бенефициарных владельцах. В ответ получили письмо о том, что бенефициарный владелец не может быть определен.

При этом мы располагаем информацией, что учредителем нашего учредителя также является юридическое лицо.

Вопрос:

1. Достаточно ли будет наших действий и ответа от нашего учредителя для того, чтобы считать, что мы приняли все обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»?

2. Грозит ли нашей организации штраф за отсутствие информации о нашем бенефициарном владельце?

ОТВЕТ

1. Законом не установлено однозначных требований к действиям организации, направленным для установления бенефициарных владельцев. Однако представляется, что приведенных действий может быть недостаточно для избежания последствий непредоставления сведений о бенефициарных владельцах в установленном порядке, поскольку требуется подтверждение того, что организация предприняла все возможные меры по установлению бенефициарного владельца. Рекомендуется предпринять иные действия, такие как обращение к общедоступным источникам информации, запрос в уполномоченные органы страны учредителя, запрос доступа к учредительным документам учредителя, обращение к судебной практике и т.д.

2. За неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 14.25.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф:

  • для должностных лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • для общества - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Помимо привлечения к административной ответственности могут быть применены иные последствия, в частности, отказ в совершении операций с денежными средствами, отклонение заявки при участии в госзакупках.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно пункту 1 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Росфинмониторингом подготовлены Методические рекомендации по установлению сведений о бенефициарных владельцах (далее - Методические рекомендации) в целях оказания методической помощи субъектам первичного финансового мониторинга по организации и осуществлению ими внутреннего контроля. Задача Методических рекомендаций - повышение эффективности процедур идентификации клиентов (представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), а также оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Методические рекомендации основаны на законодательстве в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, действующем на момент их опубликования. Согласно Методических указаний выявление бенефициарных владельцев может проводиться следующими способами:

  • а) включение в договор с клиентом (публичную оферту для клиентов) обязанности последнего представлять сведения о своих бенефициарных владельцах,
  • б) анкетирование клиента (направление клиенту запроса, составленного самостоятельно с учетом перечня сведений, необходимых для идентификации бенефициарного владельца, установленных соответствующими нормативными правовыми актами),
  • в) изучение учредительных документов клиентов - юридических лиц, устный опрос клиента с фиксированием сведений в анкете бенефициарного владельца клиента,
  • г) использование внешних доступных субъекту первичного финансового мониторинга на законных основаниях источников информации (например, общедоступные средства массовой информации, Интернет, коммерческие базы данных (СПАРК, X-Compliance, Коммерсант-Картотека и пр.).

Признание физического лица бенефициарным владельцем клиента должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у субъекта документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице, как непосредственно представленных клиентом, так и полученными субъектом самостоятельно.

Несмотря на то, что данные Методические указания имеют целью идентификацию бенефициарных владельцев клиентов организаций, а не собственных учредителей, указанные методы могут быть использованы всеми организациями по аналогии.

2.1. Как собирается информация о бенефициарах

Для получения обществом информации о своих бенефициарных владельцах нужно:

  • Подготовить запрос.

    Форма и содержание запроса не установлены законодательством, поэтому его можно составить в свободной форме.

  • Направить запрос всем своим участникам.

    Запрос рекомендуем направлять письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по адресам, находящимся в списке участников (акционеров), а также по иным адресам, имеющимся в распоряжении общества.

    Направление запроса таким образом позволит в случае необходимости доказать исполнение обязанности, установленной ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов (Информационное сообщение Росфинмониторинга "О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах").

  • Дождаться ответа.

    Лица, получившие запрос, обязаны представить необходимые сведения (п. 5 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов). Однако никакой ответственности за непредоставление сведений для них не предусмотрено.

Что делать, если лицо не ответило на запрос либо не представило сведения по нему

В такой ситуации рекомендуем:

  • Получить сведения из открытых источников информации.

    Например, запросить выписку из ЕГРЮЛ, посмотреть информацию в картотеке арбитражных дел и т.п.

    Если владелец доли в уставном капитале (акций) - иностранное юридическое лицо, то можно запросить выписку из торгового реестра страны учреждения либо происхождения иностранного лица.

  • Обратиться в суд с требованием о понуждении лица представить соответствующие сведения.

Совершение указанных действий позволит, по нашему мнению, подтвердить принятие обществом обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению своих бенефициаров, так как принятие таких мер обязательно в соответствии с п. 1 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов.

Кроме того, это позволит снизить риск привлечения общества к административной ответственности за неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах.

3. Каковы последствия нераскрытия информации о бенефициарных владельцах

За неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах общество привлекается к ответственности по ст. 14.25.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф в размере:

  • для должностных лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • для общества - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Если общество не представит информацию о бенефициарных владельцах организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, то в выполнении распоряжения общества о совершении операции могут отказать (п. 11 ст. 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, п. 15 Письма Росфинмониторинга от 15.02.2019 N 04-02-01/3276).

Готовое решение: Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах (КонсультантПлюс, 2019)

Автор ответа:

Е.М. Тараненко,

консультант Аскон по юридическим вопросам

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Как рассчитать стоимость доли участника ООО?

15
25.06.2019

Порядок определения действительной стоимости доли, подлежащей выплате участнику общества...

Изменения по онлайн-кассам: к чему готовиться?

15811.06.2019

С июля закончится отсрочка по контрольно-кассовой технике для ряда операций.

- 68702
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2019 N 15 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 м...

Верховный Суд РФ дополнил разъяснения по вопросам применения законодательства о незаконном обороте оружия и боеприпасов
Российское законодательство
- 68702
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.06.2019 N 24-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части...

Конституционный Суд РФ запретил органам власти возвращать без рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия, ссылаясь на недостаточность форм и методов обеспечения б...
Российское законодательство
наверх
Обратная связь